О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Запрет АУЕ*: начало борьбы за молодежь или очередная профанация

21.08.2020

Верховный суд РФ наконец-то признал экстремистской организацией популярное среди молодежи криминальное движение, или субкультуру, АУЕ* (означает "Арестантский уклад един"* или "Арестантское уголовное единство"*). Законнорожденное дитя великой криминальной революции 1990-х, когда бывшие уголовники превратились в бизнес и политическую элиту современной РФ, АУЕ существует минимум лет пять, и за это время охватило все регионы страны, заменив собой пионерскую организацию и охватив сотни тысяч подростков. Теперь, когда ВС вынес свое решение, никто не знает, каким образом определять члена данной организации, а главное – за что привлекать. Но самое главное - непонятно, что могут дать власти РФ детям взамен уголовной субкультуры. Зависание в сети с хейтерами, «завидуй богатым и успешным», обласканные Сергеем Кириенко рэперы с наркотиками и суицидом?

Согласно решению Верховного суда, теперь сама по себе причастность к АУЕ* будет трактоваться как экстремизм и караться по Уголовному кодексу. Напомним, как рассказывала еще 3 года назад РИА «Катюша», впервые об этой субкультуре заговорили на федеральном уровне, когда банда подростков атаковала полицейский участок в Забайкалье. В марте 2016 года в эфире телеканала «Россия 24» вышел 25-минутный репортаж-расследование, посвящённый новой молодёжной субкультуре в целом и этим событиям в частности.

В течение всего 2016 года тема АУЕ* активно поднималась во многих федеральных и региональных СМИ. Журналистам удалось выяснить, что это неформальное движение уже опутало собой всю Сибирь и часть Дальнего Востока. Сегодня она распространилась по всей стране - по данным Генпрокуратуры, у движения АУЕ в России больше 34 тысяч активных приверженцев в 40 регионах, из которых до 40% — подростки в возрасте 13-17 лет. При этом у АУЕ* нет единого руководителя, но есть лидеры («смотрящие») в населенных пунктах. В одной из крупнейших российских соцсетей сегодня насчитываются 39 тысяч групп АУЕ*, в которых состоит более 6,5 миллиона пользователей. В школах члены молодёжной группировки, не стесняясь, собирают ежемесячные подати со своих одноклассников и других учеников. На их языке это называется «грев на зону» – деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказания в тюрьмах.

Об этом знают все – от родителей школьников до администрации учебных заведений, однако помешать такому положению дел никто не в силах. Правоохранительные органы в таких историях сами едва не становятся жертвами, как мы видим из репортажа «России 24». В небольших населённых пунктах Дальнего Востока штат полицейских участков обычно очень маленький и противостоять разъяренной толпе подростков без применения оружия не в силах. До судов «подвиги» малолетних уголовников тоже доходят крайне редко, так как мало кто осмеливается писать заявления на них. Для школьника из Забайкальского края пойти против АУЕ* (то есть дать любые показания в суде) – значит пойти против всех своих друзей и одноклассников, стать презираемым изгоем в их обществе.

Занимавший ранее пост главы СПЧ – либерал и левозащитник Михаил Федотов говорил, что его структура займется действующей в Забайкалье группировкой АУЕ, члены которой с 2003 года собирают деньги с жителей региона, в том числе со школьников. Господин Федотов признавался, что о группировке ему «давно говорили дети, но было непонятно, как на это реагировать». В 2017 году общественники из Союза добровольцев России просили главу Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина пресечь в интернете распространение связанного с АУЕ контента. Дело дошло даже до президента, но все каждый раз «зависало».

В некоторых случаях на помощь детям приходили их родители. Но даже взрослые состоявшиеся мужчины не могут найти законный подход к молодёжной среде. На их стороне остаётся лишь опыт и сила. Так, в посёлке Новопавловка Читинской области разъярённые родители учинили жестокий самосуд над школьниками, собиравшими дань для АУЕ* с их детей. Однако заниматься самосудом – не только не законно, но и опасно. В некоторых случаях жестокость малолетних уголовников может распространиться и на родителей жертвы. Так, два года назад в Казани представители АУЕ* убили школьника, отказавшегося выплачивать им «дань», забили насмерть его отца, избили мать и ограбили квартиру. К счастью, их удалось задержать по «горячим следам», после чего подростки сознались ещё в нескольких убийствах.

Чтобы примкнуть к движению, достаточно просто заявить о своей принадлежности к этой субкультуре и соблюдать её законы (фактически тюремные понятия адаптированные для молодёжи). А вот покинуть движение сложно. Как говорят сами представители АУЕ* – «тюрьма не отпускает». Выходит, что в отличие от любых других известных субкультур, это – крайне хваткая и агрессивная секта, которая, не стесняясь, хватает своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе, надо полагать, многие подростки причисляют себя к АУЕ* не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях и вовсе ради личной безопасности.

Для субкультуры в её классическом и привычном понимании – это, пожалуй, уже чересчур. Никакая альтернативная культура не может быть столь навязчивой. АУЕ* – это не субкультура и никакое не движение. Это секта. Классическая тоталитарная секта для подростков со всеми атрибутами – от неприемлемости чужих взглядов до крайне агрессивных способов распространения своего влияния. Здесь всё то же самое, только вместо религиозной составляющей адептам предлагает некий «свод правил», или, если угодно, «понятий», согласно которым необходимо строить свою жизнь. И главное – не только свою, но и чужую – жизнь каждого окружающего, по мере возможностей.

Мораль при этом у сектантов очень своеобразная. Даже бывшие заключенные далеко не все поддерживают АУЕ*. Многие выступают против них, считая «что у этих малолеток совсем ничего святого». Понимают они только силу, да и то по-своему. «Количество» и «качество», например, в их понятии что-то вроде синонима. То есть, если они смогут забить толпой здорового сильного мужчину и отнять у него кошелёк – они это сделают, ибо это «по понятиям». А тот факт, что жертва была явно сильнее любого из них один на один, никого не смутит. О классическом трудоустройстве члены АУЕ* даже не думают. Ведь «работать – западло». Можно только воровать, заниматься грабежами или, на худой конец, мошенничеством. Учиться, получать образование или просто читать книги в их понимании – тоже «западло». Члены АУЕ* верят только в тот опыт, который они, рано или поздно, получат в тюрьме. А в том, что такой этап в их жизни случится – они даже не сомневаются. Собирая «грев на зону» малолетние уголовники говорят примерно так: «Сегодня мы греем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас».

С 2016 года родительские организации забрасывали заявления и просьбами все возможные органы, и вот, спустя 10 лет с момента появления информации о данной секте, у нас наконец-то приняли хоть какое-то решение. "Суд удовлетворил заявление Генеральной прокуратуры о признании АУЕ* экстремистской организацией", - сказали в суде. Заседание прошло в закрытом режиме, поэтому детали не уточняются. Как поясняет Генпрокуратура, в судебном заседании установлено, что АУЕ* является "хорошо структурированной и управляемой организацией" – молодежным движением экстремистской направленности. Участники АУЕ*, по данным прокуроров, причастны, в том числе к организации массовых беспорядков. "Деятельность движения, основанная на криминально-экстремистской идеологии, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, обществу и государству. В деятельность движения активно вовлекались подростки и молодежь, чья психика наиболее подвержена деструктивному воздействию", - отмечает ведомство. По мнению Генпрокуратуры, запрет АУЕ* позволит эффективнее защищать интересы подрастающего поколения и "способствовать оздоровлению общества".

Вот только сами правоохранители, как и юристы относятся к этому со здоровым скептицизмом – решение ВС вроде есть, а как доказать причастность молодежи или их кураторов – «смотрящих» к данной секте, решительно непонятно. Экстремистской литературы они не выпускают, за татуировки сажать тоже не имеет смысла. Так что в данный момент мы имеем дело не с решением проблемы, а с ее официальным обозначением. Мол, да, ВС РФ признал, что подобная плохая организация у нас есть и все.

Да и как не нагоняй жути вокруг новой арестантской культуры для детей, если нет понимания, как воспитывать детей, то одно зло просто заменит другое. Если даже наши правоохранители устроят разгром им, как устроили разгром «Синим китам», которые доводили детей до суицида, то встанет вопрос, а что делать с пропагандой наркотиков и суицида в субкультуре рэперов? Что делать с деструктивной пропагандой сатанизма в интернете, которая приводит в том числе к массовым расстрелам в школах? Ответ один и он известен давно – если ты не занимаешься молодежью, то ее занимается кто-то другой. Можно сколь угодно критиковать пионерскую и комсомольскую организации, то они вырастили как минимум три поколения, которые выиграли самую жуткую войну в истории, подняли страну из руин, создали вторую экономику в мире, полетели в космос и мечтали не о месте на зоне, а о покорении Марса. А ныне, например, в той же Белоруссии Батька отдал молодежь на откуп своим чиновникам и теперь не может объяснить, почему «мы хотим жить как в Германии» ведет его народ к жизни на уровне Африки. Хотя, чего грешить на соседей, когда у нас настолько серьезно представлены общественные молодежные организации государственной «Росмолодежи», что из 21 финансируемой из бюджета вспомнить удалось 5. Попробуйте вспомнить сами – список на их официальном сайте. Серьезно, многие ли у нас слышали об организациях с названиями Фонд противодействия коррупции «Студенты против коррупции», Общероссийская организация «Городские реновации», Общероссийская молодежная общественная организация содействия повышению мобильности трудовых ресурсов «Мобильные кадры России», «Общероссийское общественное движение «Ассоциация учащейся молодежи Российского союза молодежи «Содружество», Общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи», Общероссийское общественное движение содействия укреплению дружбы и согласия среди молодежи «Всероссийский межнациональный союз молодежи», Общественная организация «Национальная организация скаутского движения России». Притом, если верить чиновникам из «Росмолодежи» то в этих никому не известных движениях состоят миллионы детей, юношей и девушек. А если сложить все вместе, то вообще непонятно, откуда взялось столько фанатов арестантского уклада – они ведь все уже записаны и расписаны в «Мобильные кадры» и «Фонды по борьбе с коррупцией». Известно как они и работают – под «нужное мероприятие» собирают толпу школьников и студентов, одевают в футболки, дают флажки и шарики – все, картинка для начальства готова, в соцсети фото запостили и все свободны. А дальше кто пойдет под Элджея «соль» употреблять, кто прохожих по «понятиям» грабить, а кто на митинг Навального – это уже никого не интересует, бюджет отбит, отчет написан и можно потирать руки в предвкушении новых бюджетов.

Естественно, далеко не все молодежные организации у нас действуют подобным образом. Пока и скорее чудом, зачастую несмотря на противодействие чиновников и уж точно без всякого гос финансирования (исключения только подтверждают правило) сохранились военно-патриотические, исторические, интеллектуальные, культурные, спортивные и прочие клубы, которые именно работают с детьми, а не занимаются симуляцией деятельности. Вот только сохранились они не благодаря, а вопреки, ибо чиновники рассматривают их как «конкурентов» на финансирование, а значит врагов для собственных карманов. Так, например, в Петербурге власти уничтожили сохранившуюся со времен СССР систему подростково-молодежных клубов.

Есть ли выход из подобной ситуации? Разумеется. Но не раньше чем государство наконец поймет, что идеология потребления разваливает страну -и не сделает соответствующих кадровых выводов в отношении лиц, отвечающих ныне за внутреннюю политику, молодежную, информационную политику, образование и культуру.

Но и запрещать деструктивные движения, конечно, тоже нужно. А равно поддерживать всеми силами тех патриотов, кто реально занимается детьми -а не мастеров красивыхъ отчетов. То есть, когда руководитель детского и молодежного движения получает финансирование не за количество членов на бумаге, а за их судьбу: если вырастил офицера, летчика, ученого, врача, комбайнера-ударника – получи премию. Если же из твоего движения молодые люди попались на употреблении наркотиков, антигосударственных митингах или экстремистских движениях, то значит и работа твоя такая же – никакая. Эти идеи не новы и озвучивались еще в 2012-13 годах на молодежных форумах, после Болотной площади и тотального провала проекта «Наши».

РИА Катюша

* - Экстремистская организация, запрещенная в России

http://katyusha.org/view?id=14968


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея