О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И РЕЗКИЙ РОСТ АУТИЗМА

19.09.2022

«Цифровая эволюция» - форум, который проходил в Калуге 18-19 августа.
На пленарном заседании губернатор "благословенной Калужской земли" В. Шапша заявил, что регион станет пилотным в реализации проекта ГИС «Моя школа»:
"Я видел жаркую дискуссию в соцсетях по поводу внедрения проекта «Моя школа». У людей возникает понятная тревога по поводу цифровизации и ухода от реального человеческого общения. На самом деле это не так. Проект — это лишь цифровой помощник. Чтобы появлялись новые инструменты, новые возможности и облегчали учителям, в том числе, и формальные моменты работы. Конечно же никто не собирается вклиниваться в цепочку, давно выстроенную между учителем и учеником».

Итак, мнение Шапши высказано. Запомним его.
Теперь представим мнение о цифровизации врача-психиатра Е.Н. Кулебякиной, опубликованное в журналах "Русский Дом" и "Молодая гвардия"...
__________________________________________________________________________

Екатерина КУЛЕБЯКИНА, врач-психиатр, врач высшей категории, г. Обнинск
РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЛЯ ЗДОРОВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В недалеком будущем традиционные школьные учебники собираются заменить цифровыми и, что гораздо страшнее, заменить традиционный межличностный обучающий процесс некой обучающей программой, которая, якобы, будет анализировать индивидуальные возможности ребенка и составлять план его индивидуального развития. Замечательная «замануха» для родителей, мечтающих об индивидуальном подходе к каждому учащемуся. В материале, размещенном несколько лет назад на сайте РБК, «Цифровизация за 500 млрд: как школьников отучат от бумажных учебников» (https://www.rbc.ru/society/20/06/2018/5af1a9f69a79478..) подробно описываются виртуальные выгоды, обещают облегчение работы учителей.
Цифровизация в школе преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности. На форумах, посвященных новым технологиям, идут еще дальше, предлагая заменить учителя роботом-андроидом. Если ознакомиться с рекомендациями к роботам–андроидам, то «минус» только один – высокая стоимость, а «плюсов» не счесть: это и обучение детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья, и помощь детям-аутистам, и освобождение педагогов от школьной рутины и пр. В качестве примеров, должных вызвать восторг и полное доверие, приводят Южную Корею и США (запомните, мы еще вернемся к этим примерам, пока же нам до них, слава Богу, еще далеко).
Многие с настороженностью воспринимают подобный «прогресс», и не зря. Конечно, не страшно, если бумажный учебник будет записан на «флэшку», но электронное устройство, открывающее его, будет подключено к ГИС (Государственной информационной системе), а значит, иметь выход в интернет. Справятся ли школьники с соблазном воспользоваться интернетом вместо урока? Даже умственно отсталые дети быстро учатся пользоваться интернетом, что уж говорить об интеллектуально здоровых детях, которые с легкостью взламывают пароли и обходят родительские интернет-запреты. Но вспомните, какая беда все больше поражает наших неглупых интернет-продвинутых детей? Интернет-зависимость. Все чаще приходится сталкиваться с жалобами родителей, что ребенок не хочет общаться со сверстниками, а потом и с родными, все свободное время (а также и время, которое должно быть потрачено на учебу) проводит в соц.сетях, отстраняется от жизни своей семьи, становится все более безразличным, эмоционально холодным, нарушается взаимопонимание.
Этих детей выхолащивает интернет: ведь общаясь с человеком напрямую, возникает необходимость в сопереживании, в умении разделить радость или печаль собеседника, а это, безусловно, требует какой-то жертвы, каких-то затрат. А в соц.сетях все просто: выбрал нужный смайлик – и нет проблем. Ты как бы откликнулся на чужую беду, не переставая вести счет своих виртуальных побед.
Еще одна проблема, грозящая превратиться в беду: задержка речевого развития у детей. Двадцать лет назад двухлетний ребенок, читающий стихи Барто, ни у кого не вызывал особого умиления - таких было немало. Сейчас таких – единицы. В поликлинике проводятся мед.осмотры психиатра у детей в 2 года. Из 10-15 детей, приходящих на прием, только 1-2 ребенка могут назвать знакомое животное, многие двухлетние дети используют в своей речи всего 5-10 слов (мама, папа, баба, дай, пить, ам-ам – норма годовалых детей для поколения нынешних родителей), хотя неплохо понимают обращенную речь (приносят нужную игрушку, могут показать части тела). Возникает вопрос: почему? Ответ очевиден на улицах города: большинство мам одной рукой везут коляску, а в другой держат телефон-смартфон: чадо глазеет по сторонам, и мама интересно проводит время, а если надо ответить на лепет малыша – отвечает, не отрывая глаз от экрана. И вот тут-то кроется корень проблемы: чтобы развивалась речь у ребенка, ему недостаточно слышать ее, он должен видеть мимику и артикуляцию матери, чтобы за счет работы «зеркальных» нейронов активизировалась его собственная артикуляция. Никакие аудио-игрушки, «игрушки-повторюшки», никакие интернет-программы не научат ребенка говорить, если он не видит лицо разговаривающего человека.
Возможности «зеркальных» нейронов еще не полностью изучены, вокруг них много мифов, но безусловно одно: именно «зеркальные» нейроны передают навыки речи, навыки мыслительных операций (сравнения, анализа, синтеза – как раз эти мыслительные операции плохо развиты у отстающих школьников) от взрослого человека ребенку. Именно так: «зеркальные» нейроны взрослого передают информацию «зеркальным» нейронам ребенка, которые, в свою очередь, запускают работу нужных зон коры мозга. Если информация будет подаваться ребенку с другого источника, «зеркальные» нейроны не включатся. То же самое происходит во время учебного процесса: если при подаче учебного материала не участвовали «зеркальные» нейроны педагога, то не включатся мозги учеников. Попробуйте-ка заменить объяснения учителя по новому материалу аудиозаписью, а потом дайте ученикам проверочную работу. Результат вас сильно огорчит.
Еще один бич нашей цивилизации – аутизм. Двадцать лет назад аутизм встречался у одного ребенка из 5000 (пяти тысяч), сейчас – у одного из 50 (пятидесяти). Раньше основным контингентом детского психиатра были умственно отсталые дети, но сейчас аутисты уверенно обгоняют их. По состоянию на 2012 год в США каждый пятидесятый житель был диагностирован, как аутист. На территории Южной Кореи такой диагноз был поставлен каждому 38 жителю. По данным ВОЗ во всем мире в 2012 году аутизмом страдал 1 из 88. Откуда такое существенное расхождение с данными по всему миру у столь продвинутых стран? Вернитесь к началу статьи: именно эти страны являются передовыми в цифровых технологиях.
Та самая «цифровизация», в которую обещают загнать всех нас, там уже состоялась, и результат заставляет содрогаться. Что значит ребенок-аутист? Это инвалид, для социальной реабилитации которого необходимы грамотные специалисты и большие материальные затраты. Те из них, кто сможет реализовать свой интеллектуальный потенциал, будут испытывать трудности в создании семьи, фактически будут исключены из процесса воспроизведения населения (т.е. не оставят потомства). По прогнозам ВОЗ к 2025 году аутистом может быть один из тридцати новорожденных. Господа, вдумайтесь! Из чьих зарплат станут начислять пенсии через 20-30 лет, если мы доживем до обещанных 63-68 лет?
Замещение цифровыми технологиями естественной передачи знаний от старшего поколения младшему неизбежно приведет к утрате навыков самостоятельного мышления. В результате подрастающее поколение станет всего лишь частью матрицы, управляемой силой, которая контролирует цифровые и информационные потоки уже сейчас. А это угрожает не только суверенитету страны, но и каждому человеку в отдельности.
________________________________________________________________________

ОБРАЩЕНИЕ ВРАЧА-ПСИХИАТРА Е.Н. КУЛЕБЯКИНОЙ К ГУБЕРНАТОРУ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В.В.ШАПШЕ
(Копии:
1. главе Администрации г.Обнинска Леоновой Татьяне Николаевне
2. председателю Законодательного Собрания Калужской области Новосельцеву Геннадию Станиславовичу
3. председателю Городского Собрания г.Обнинска Артемьеву Геннадию Юрьевичу
4. депутату Государственной Думы РФ Авдееву. Александру Александровичу)

В наше время на фоне активнейшей борьбы с короновирусом совершенно незаметно подрастающее поколение захватывает эпидемия цифрового слабоумия. Опасность ее велика, поскольку она, подобно радиации, незаметно и неумолимо деформирует наших детей. Даже среди благополучных учеников старших классов половина не может словами сформулировать теорему Пифагора или закон Ома, ошибаются в определении падежей, затрудняются в составлении предложения с заданными частями речи. Ученики 10-х классов не знают программу 8-9 классов даже по тем предметам, которые собираются сдавать в ЕГЭ, оправдываясь при этом, что у них впереди еще год. Зачастую ученики выпускных классов не имеют никаких профессиональных планов и в выборе ВУЗа для дальнейшего обучения ориентируются на родителей или честно признаются, что вузовский диплом им нужен для статуса, а в трудоустройстве «мама/папа поможет». Необходимо признать, что в современном обществе информированность все больше и больше подменяет реальные знания и навыки аналитического мышления. А корень проблемы кроется во все более раннем «подсаживании» детей на гаджеты. Не только молодые неопытные родители, но даже бабушки и дедушки беспечно вручают младенцу смартфон с мультфильмами, дескать, и дома тихо, и ребенок при деле. Подобное легкомыслие можно сравнить только с предложением «расслабиться кокаином». Но если о вреде наркотиков сейчас знают все взрослые, то об опасности, таящейся в электронных «игрушках», большинство даже не догадывается.
Правда, уже и в Давосе, и в Совете Федерации говорилось о необходимости соблюдения цифровой гигиены. Но для большинства родителей глобальность проблемы становится очевидной лишь при попытке отнять у ребёнка смартфон, когда он закатывает истерики и грозит самоубийством. Некоторые родители хвастают тем, что их ребенок-дошкольник самостоятельно выходит в интернет и собирает там разную информацию. Но, не имея навыка анализа и систематизации информации, ребенок «замусоривает» свою память, и в результате уже в начальных классах, а особенно в среднем звене, учителя и родители сталкиваются с «короткой рабочей памятью» (это та самая ситуация, когда вечером выучил, утром забыл). Более того, работа мозга в режиме «потребления информации» блокирует формирование самостоятельного аналитического мышления. Так что не удивляйтесь тому, как много молодежи пришло на митинги в защиту Навального – они поверили, что это круто и безопасно, а самостоятельно оценить ситуацию и возможные риски они не могут.
Исследования психолога Кью Хи Ким продемонстрировали, что креативность мышления подростков напрямую зависит от количества времени, проведенного с гаджетами. К сожалению, это обратная зависимость: чем больше времени подростки проводят, уставившись в экран, тем примитивнее их мышление.
Наше молодое поколение стремительно деградирует. От этой эпидемии нет лекарств, нет прививок, единственное оружие против нее – это ранее информирование родителей об угрозе исходящей от «безобидных», казалось бы, гаджетов и смартфонов. В связи с этой угрозой хочу предложить способ раннего информирования родителей.
Все они томятся в очередях в поликлиниках, поэтому необходимую информацию можно доводить до них через демонстрацию роликов на специально смонтированных экранах в холлах больниц. С разъяснениями педагогов, врачей-психиатров и психологов об опасности, грозящей их детям.
Предупрежден – значит, вооружен. Если не примем меры сейчас, цифровое слабоумие и цифровой аутизм погубят наших детей.


Екатерина Николаевна КУЛЕБЯКИНА, врач-психиатр высшей категории


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Ситуация с опасным контентом в соцсетях. Н.Касперская
Ситуация с опасным контентом в соцсетях