О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

«Оценочный» прессинг

18.09.2021

Сентябрь, дети отправились в школы. В школах они кроме всего прочего выполняют задания и получают оценки. А в конце мая принесут годовые ведомости. И родители отличников станут радостно постить фотографии этих ведомостей в социальных сетях.

Вроде бы ничего плохого в этом нет: родители хотят всем продемонстрировать успехи своего любимого чада. И за этими постами могут стоять очень разные внутренние мотивы. Но мне фотографии ведомостей с пятёрками напоминают о том, что нередко ребенок начинает ходить в школу не ради получения знаний и умений, а ради оценок.

Понятно, что чаще всего ребёнок настраивается на именно такой процесс не сам, а с настойчивой помощью родителей: «Ты должен быть лучшим!», «Почему четвёрка? Должна быть пятёрка!» И, наоборот, плохие отметки оборачиваются для ребёнка только репрессиями, а исправить двойку или тройку – значит не столько освоить неосвоенное, сколько уболтать преподавателя нарисовать нужную цифру.

В моём детстве то, что за плохие школьные оценки детей ругают, было общим местом. Это казалось безальтернативным вариантом, и разница была только в том, меньше или больше ругают и чего именно приятного за плохую оценку лишат.

В 10 лет перейдя в новую школу, я подружился с одноклассником, стал ходить к нему в гости, познакомился с его мамой (отец его умер, и она воспитывала сына одна). Каково же было моё удивление, когда через какое-то время я понял, что моего нового друга за двойки дома не ругают! В этой семье не было того, что теперь называют гиперопекой, не было и лозунга «ребёнку нельзя ничего запрещать». У матери и сына вообще были тёплые, но довольно ровные в эмоциональном плане отношения.

Многие родители уверены, что, если за двойки не ругать и не наказывать, ребёнок непременно «распустится» и вообще забросит учёбу. Но вот мой друг… нет, он не был отличником, но был твёрдым «хорошистом», впоследствии получил высшее образование и даже стал работать по специальности. И, надо сказать, позже я узнал и о других вполне социально успешных людях, выросших без этого «оценочного» прессинга.

«Плохо учишься» – как правило, это воспринималось и подавалось не как беда ребёнка, а как его вина. В такой системе выросли и родители, и дети – школа только укрепляла это отношение. За все школьные годы я не помню ни одного случая, когда двоечник становился бы для учителей кем-то, о ком надо особо заботиться, с кем надо специально заниматься. А вот высмеивали их взрослые часто. Возможно, я что-то пропустил или забыл. Но вот этот образ двоечника, чьи слабые способности постоянно публично подчёркиваются, прочно засел в моей памяти.

Я уж не говорю, что о дислексии, синдроме дефицита внимания и гиперактивности и других расстройствах в те времена у нас вообще мало кто даже задумывался.

Битвы за пятёрки встречались реже, чем прессинг за двойки, и, мне кажется, они были отголосками всевозможных «пятилеток за три года». Впрочем, вот это желание «всех сделать» вообще характерно для испорченной грехопадением человеческой природы, и в любом обществе найдётся для него немало катализаторов.

Что же касается причин и распространения вот такого оценочного способа воспитания подрастающего поколения, то проще всего сказать, что некая репрессивная система воспроизводила сама себя, а уж что делало эту систему репрессивной – вопрос отдельный и выходящий за рамки данной темы. Для меня здесь главное: не нужно винить ни учителей, ни родителей, в этой системе выросших – они делали лишь то, что умели и понимали. Злой умысел, как и всегда, был лишь у меньшинства особо неуравновешенных личностей. А система меняется, увы, очень медленно.

В наше время среди родителей заметен более широкий разброс мнений по поводу важности оценок. Впрочем, рассказы про выдающихся исторических личностей, которые в детстве «не успевали по предметам» – это ведь тоже отголоски битв за рекорды.

Конечно, родитель не давит на ребёнка, если тот учится так себе, и в целом даже доволен, когда этот ребёнок вырастает и более-менее адаптируется к жизни. Но пока чадо ещё в школе и «не успевает», родитель утешается определёнными фактами из биографий Томаса Эдисона, Иосифа Бродского или Фёдора Бондарчука…

Временами мне случается наблюдать родительские обсуждения оценок в социальных сетях. И всегда очень радостно видеть спокойствие и здравомыслие взрослых. Например, когда отец нескольких детей говорит о том, что приемлема любая оценка выше двойки и даже называет тройку хорошей оценкой, поясняя, что серьёзно заниматься ребёнок должен в первую очередь тем, что ему нравится, а всем остальным – ровно настолько, чтобы не выгнали из школы. Или – что для детей главное не «пятёрки», а стабильность и «золотая середина».

Игорь Лунев

Источник: rusbatya.ru


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Автопробег
Автопробег