«Со старшим ребенком все было ясно как-то сразу, он много лего собирал, машинки разбирал, потом увлекся робототехникой. А с младшим ужас – ничего не хочет, ничего не интересно, пять минут поковырялся и бросил. Как его увлечь чем-то одним серьезно?»
«У моих подруг дети такого же возраста, как и мой, какую ни спроси – один соревнования выиграл, другая поет и выступает все время, а мой – ну просто ребенок, веселый, активный, но ни к чему конкретному душа не лежит… Время еще не пришло или я не смогла рассмотреть его талант?»
Все это реплики мам дошкольников в родительских чатах и форумах. Почти все современные родители достаточно рано начинают переживать о том, чтобы заметить у ребенка таланты и направить в нужное русло. Едва малыш начинает ходить, мамы и папы пытаются определить его сильные стороны – раннее развитие, кружки и секции, тренеры и репетиторы по любым направлениям.
В таком изобилии проще ориентироваться, если ребенок часами рисует, все вокруг превращает в музыкальные инструменты или, например, не расстается с мячом, демонстрируя явные спортивные задатки. А что, если родители не видят ярких склонностей и интересов?
Мы поговорили с психологами, профориентологом, педагогами и тренером и выяснили, на что стоит обратить внимание родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы увидеть и раскрыть способности ребенка. Оказалось, что идеального возраста для раскрытия способностей не существует, но есть важные сигналы, которые могут подсказать, как действовать. Расскажем, как их не пропустить!
В дошкольном возрасте, от 3 до 7 лет, ведущая деятельность – игровая. В этот период у ребенка формируется творческое воображение, он учится анализировать и познавать. Задача родителей ребенка-дошкольника – внимательно наблюдать за ним в игре.
Посмотрите, какие игрушки или предметы выбирает ребенок, как взаимодействует с ними, он может играть один или всегда ищет взрослого, если любит сюжетно-ролевые игры, то какие? Простое, но ежедневное внимательное наблюдение может дать родителям много информации. Здесь важна последовательность и безоценочность – уделяйте наблюдению 20 минут ежедневно и чаще задавайте ребенку открытые вопросы: что именно ему нравится и почему.
Например, вы заметили, что ребенок любит возиться с конструкторами. Разумеется, это не значит, что он прирожденный строитель, но это ценная информация. Внимательно посмотрите, как он это делает: собирает строго по инструкции или создает собственные фигуры и формы, не спеша рассматривает детали, сортирует их по цветам и размерам или сосредоточен на результате? Спросите, что именно ребенку нравится в этом занятии, почему он его выбирает – это будет ваша отправная точка, которая подскажет, куда двигаться дальше, чтобы усилить интерес и открыть его новые грани.
Не обязательно, что ребенок сразу пойдет на контакт, возможно, он будет ошеломлен, если вдруг родитель заинтересовался. Но маленькие шаги в точке интереса, с поддержкой взрослых, очень окрыляют детей, они сами начинают задумываться о своем интересе. «Если мы хотим раскрыть потенциал, то усиливаем сильное, туда направляем фокус своего внимания. Ребенку нравятся какие-нибудь животные – дельфины или киты, давай их изучать вместе. В океанариум сходим, книги про это почитаем, и карточки, и открытки, и картинки, и раскраски. Углубляем, поддерживаем интерес, смотрим, что будет дальше», – говорит Марина Белых, педагог, детский нейропсихолог. По ее словам, не нужно бояться пробовать: заинтересовался ребенок – усиливайте интерес, не интересно что-то – отложите пока в сторону, не настаивайте. Развитие ребенка нелинейно, интересы могут меняться.
Подсказкой для родителей может стать ситуация, когда ребенку скучно – нет привычных мультиков, планшета или других гаджетов, которые уводят его от собственных мыслей и активности. Дайте ему возможность поскучать и посмотрите, что будет происходить. Не спешите сами предлагать занятия и развлечения, это может разрушить мотивацию. Активность, которую в итоге придумает себе ребенок, может стать хорошей подсказкой для родителей и точкой отсчета для проявления творческих способностей.
С 6-7 лет, к начальной школе, ведущей деятельностью становится – учебная; что важно в этом периоде – начинает формироваться произвольная активность, когда ребенок осознает цель и необходимость определенных действий на пути к ней. Проще говоря – делает, даже если не хочет. Например, ребенок не хочет сидеть на уроке, но 40-45 минут он высидит.
По словам специалистов, именно в этом возрасте есть смысл активно выбирать секцию, ориентируясь на интересы, которые родители наблюдали и замечали ранее. При этом, в начальной школе время эксперимента продолжается.
«Что касается способностей, то так или иначе они выкристаллизовываются, приобретают стабильность только в средней школе. Первые шесть лет учебы – это время поиска. Кто-то быстро находит себе дело по душе, а кому-то нужно больше времени или определенные условия. Это нормально. Здесь важно понимать, почему ребенок бросает те или иные занятия. Ему не интересно или ему сложно? А может, тренер реагирует слишком жестко или не складываются отношения с ребятами?» – говорит детский психолог, профориентолог Иван Кулаков.
По его словам, родители ребенка младшего школьного возраста уже могут проявлять настойчивость в том, чтобы ребенок продолжал занятия, не бросая их каждый месяц, однако, следует проговаривать, почему это важно, а также устанавливать понятные правила. Например, что ребенок смотрит, привыкает хотя бы полгода, а дальше решает, менять или не менять секцию, и если менять, то на что.
Задача родителей не только разглядеть интерес, но и поддерживать его, посильно создавая для этого благоприятную атмосферу. «Для развития всегда необходима конструктивная обратная связь от взрослых. При этом не следует переоценивать свою родительскую роль в раскрытии потенциала ребенка. Развитие и взросление – это процесс, на который влияет огромное количество факторов и зависит не только от родителя. Делайте то, что в ваших силах», – говорит Иван Кулаков, детский психолог, профориентолог.
Что может сделать родитель? Хвалите за усилия и позволяйте делать ошибки: значение имеют не только успехи и высокие результаты, а сам факт того, что ребенок приложил силы для изучения чего-то нового. Дайте ребенку возможность понять, что ошибаться нормально, а овладение мастерством требует усилий и времени. Научите ребенка спокойно относиться к ошибкам и направляйте его на новые попытки. Это поможет развить выносливость и уверенность в себе. Не сравнивайте своего ребенка с другими, он будет пытаться соответствовать чужому образу или конкурировать с ним, что в конце концов может стать причиной усталости, бунта и полного отказа от каких-либо интересов.
Не требуйте того, что не делаете сами: хотите, чтобы ребенок много читал – читайте тоже, хотите поддержать интерес к спорту – вставайте вместе на зарядку. Лучший способ вдохновить – показать на своем примере, как работает и какую пользу приносит то или иное занятие. «Мы все привыкли, что дисциплина это наказание, ограничения, но совсем наоборот, это любовь прежде всего к себе, к своему времени, к своей цели! Это нужно показать ребенку. Если мы говорим про спорт, при выборе секции родители должны иметь представление об этом виде спорта, быть заинтересованными. Показывайте личный пример, делайте какие-то упражнения вместе. И тогда у ребенка появляется желание расти и развиваться», – объясняет Кристина Гривачева-Ким, детский тренер, мастер спорта по тхэквондо, участница 30-х Олимпийских игр.
Еще одна важная составляющая – организация пространства дома и комнаты ребенка. Важный момент: он должен иметь самостоятельный доступ к тем игрушкам или материалам, которые ему интересны. Краски, кисти, пластилин, конструкторы, мячи или куклы должны быть в зоне видимости ребенка с самого раннего возраста.
Обустройте в детской невысокие открытые стеллажи со свободным доступом к разным материалам, игрушкам и книгам, меняйте наполнение полок, предлагайте новое. В обустройстве детской комнаты важную роль играет правильное зонирование. У ребенка должна быть не только зона для сна, игр и занятий, но и место, где он может сам налить себе воду, вытереть руки или дотянуться и взять свою одежду без помощи взрослых. «Что-то такое, что поможет ребенку осознать свои потребности, самостоятельно почувствовать свою жизнь и возможность позаботиться о себе. Это можно и нужно устанавливать дома с 2,5 лет», – говорит Марина Белых, педагог, детский нейропсихолог.
С самого раннего возраста у ребенка должна быть возможность выбора: я знаю, где и что лежит, могу брать то, что мне нужно. Когда ребенку все приносят и дают, не спрашивают, а навязывают, он постепенно теряет мотивацию и инициативу. Ему самому будет сложно понять зону своих интересов, если он не привык выбирать даже на бытовом уровне.
И, конечно, среда не заканчивается пространством дома. Расширяйте кругозор: гуляйте в парке и в лесу, ходите в театры, музеи и на выставки, посещайте мастер-классы. Покажите ребенку разнообразие мира и позвольте сформировать собственные интересы.
Если в семье двое, трое и больше детей, у мамы много домашних дел или она уходит на работу и не может проводить с ребенком достаточно времени, чтобы нащупать и постепенно определить зону его интересов, можно обратиться за помощью.
Поговорите с другими членами семьи, которые тоже проводят время с ребенком: с бабушками и дедушками, тетями и дядями, спросите старших детей, что на их взгляд интересует ребенка, что его занимает, привлекает. Простой внимательный разговор в кругу семьи может дать родителям много ценной информации, помочь увидеть то, что в ежедневной рутине сложно разглядеть.
Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем. Спрашивайте, как ребенок взаимодействует с другими, что ему удается лучше, к чему нет интереса. Поведение и возможности ребенка меняются в зависимости от среды, не всегда достаточно пространства дома, в социуме мы все ведем себя иначе. Воспитатель детского сада или учитель в начальной школе может отследить активность ребенка, наличие лидерских качеств, реакции на похвалу и критику.
До шести лет рано говорить о складе ума и записывать ребенка в гуманитарии или математики, мозг дошкольника еще очень подвижный и развивающийся, но опытный педагог увидит, как действует ребенок в командной игре, способен ли принимать решения самостоятельно, насколько упорным и сосредоточенным он может быть, эта информация может оказаться полезной при выборе подходящей секции.
Обратиться за помощью можно к психологу. Штатные психологи есть при каждом детском саду или школе. Наблюдать за поведением и адаптацией детей их обязанность, а в рамках личной консультации психолог может провести простые тестирования или использовать проективные методики. Впрочем, надо понимать, что, работая с дошкольником или учеником начальной школы, психолог скорее будет ориентирован не на определение зоны интересов ребенка, а на поиск причин, которые мешают ребенку быть активным, уверенным в себе и заинтересованным.
«Родители могут замечать, что ребенок по-разному ведет себя дома и вне его – в детском саду, школе. Иногда дети могут быть более активные в игре, общении в кругу сверстников и других взрослых, а иногда именно дома ребенок более ярко проявляет свои эмоции. Нет однозначного ответа о причинах поведения: это может быть связано с возрастным этапом развития, темпераментом или отношениями внутри семьи, или каким-либо опытом ребенка, а может касаться его внутренних фантазий и переживаний или сочетать несколько причин. Это всегда поле для исследований», – говорит клинический психолог Анна Кравченко.
Большую популярность набирает обращение к профориентологам – это специалисты, которые с помощью специальных тестирований и нескольких этапов личной беседы могут определить сильные стороны ребенка, его интеллектуальные возможности и склад ума. Профориентация дает родителям и самому ребенку ценную информацию, которая может помочь определиться с профильным обучением, выбором вуза и поиском репетиторов, однако профориентация имеет смысл только с конца 8-го, начала 9-го класса, не раньше. «Основной вектор дальнейшей профессиональной деятельности и стабильные интересы могут сформироваться только к этому возрасту. Раньше профориентация бессмысленна», – говорит Иван Кулаков, детский психолог, профориентолог. По его словам, экспресс-профориентация, которую проводят в школе, не дает точной и полной картины, работа с профориентологом должна быть индивидуальной.
Интересы могут быть выражены не ярко, но они всегда есть. Часто за словами родителей «ему ничего не интересно» стоит совсем другой смысл и переживания.
Возможно, ребенку предлагали то, что интересно родителям: что они сами хотели, но не смогли освоить. Или включается преемственность: у нас в семье все музыкальные, а ребенок не такой. Чтобы увидеть реальные интересы ребенка, а не ожидания родителей, нужно разгадывать, а не навязывать.
«Успешное развитие происходит в условиях безопасности и предсказуемости. Тогда ребенок может исследовать и пробовать для себя новое, выбирать. А вот формирование развития (когда взрослый заставляет, требует) не позволяет обнаружить свое, сделать открытия своих возможностей в том числе, и получать от этого удовольствие», – говорит клинический психолог Анна Кравченко.
Причина может быть и в родительских амбициях. Мамы и папы хотят найти и быстро развить какую-то одну сторону в ребенке, довести ее до «блеска», особенно если это первый ребенок. «По моему опыту, большинство детей не имеют ярко выраженного интереса в этом возрасте к чему-либо одному, чаще это подмена, когда маму интересует что-то и она подтягивает к этому ребенка», – делится педагог, создатель студии детского творчества Майя Геращенко.
Слишком большая нагрузка также отбивает желание раскрывать способности, ребенок понимает: покажешь склонность – тебе сразу добавят ответственности и начнут ждать еще больше результатов.