О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Детям – цифровые портфолио и биометрию, родителям – отказ от права выбора: новые правила применения ЭО и ДОТ уничтожают традиционную школу

15.08.2023

Оцифровщики традиционной школы порой долго запрягают, но рассчитывают потом поехать очень быстро. Это в полной мере относится к проекту Постановления Правительства «О правилах применения школами электронного обучения и дистанционных обр. технологий (ЭО и ДОТ) при реализации образовательных программ». В прошлом году мы разбирали вариант этого НПА, который так и остался проектом. Новое порождение цифровиков из Минобрнауки (подозреваем, Минцифры тоже приложило руку) оказалось еще хуже – ЗНАЧИТЕЛЬНО хуже в отношении добровольного выбора родителей и учеников на обработку их ПД в единых базах, на «витринах» данных, в отношении обучения в традиционной форме, без ЭО и ДОТ. Фактически, нам не хотят оставлять традиционной альтернативы, загоняют в ЕСИА (на портал Госуслуг) и ЕБС. Есть там заход на сканирование биометрии детей прямо в школах (пока вроде добровольно), а вузы и колледжи вообще могут сделать все аттестации студентов, включая итоговые, удаленными и биометрическими. С учетом новых «цифровых» ФГОС, новые правила могут вбить последний гвоздь в крышку гроба традиционной русской/советской школы и похоронить обучение в классах с живым учителем, которое до сих пор, к счастью, считалось основным при очной форме образования. Конституционных прав и свобод нам оставляют все меньше, все больше превращая нас в витрины на «бирже торговли цифровыми личностями». Убеждены, что в нынешних формулировках данный документ не имеет правовых и моральных оснований для утверждения.

Давайте сразу приступим к разбору т.н. доработанного текста нормативного акта Правительства, который Минобрнауки пытается «причесать» с ноября 2021 г. «Катюша» не оставляла этот документ без внимания и разбирала его вариант в марте 2022 г. Поскольку многое с тех пор не изменилось, придется и нам частично повторяться. Будет и кое-что принципиально новое, хотя лучше бы этого не было.

Итак, ключевые пункты порядка применения ЭО и ДОТ, которые должны будут работать для всех школ, колледжей и вузов с 1 сентября 2024 по 1 сентября 2029 гг.:

«Минцифре РФ обеспечить возможность подключения информационных систем организаций, осуществляющих образовательную деятельность, эксплуатируемых при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее – информационные системы), к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно - технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА), единой системе межведомственного электронного взаимодействия, федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (портал Госуслуг, ЕГПУ) и государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных…» (ЕБС).

То есть вход на все «образовательные цифровые платформы» для школьников будет реализован через портал госуслуг (ЕСИА) – единую систему доступа. Не зря Минцифры недавно разрешило регистрацию на госуслугах для несовершеннолетних (с 14 лет). За самых маленьких учеников это должны будут сделать родители. Ранее в 273-ФЗ «Об образовании» внесли поправку о применении школами только государственных образовательных платформ, а поскольку во ФГИС «Моя школа» прямая дорога только через портал Госуслуг, - неудивительно, что детей заставляют регистрироваться в ЕСИА в добровольно-принудительном порядке (учителя как самые бесправные уже все там, либо ищут другую работу). В ЕБС пока тащат не так жестко, но и тут есть тревожные звоночки, о которых ниже.

«3. В целях идентификации и (или) аутентификации пользователей в информационных системах организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе получать из системы идентификации и аутентификации следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения; пол; СНИЛС (для иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии); ИНН - при наличии); реквизиты документа, удостоверяющего личность; адрес электронной почты; абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (для граждан РФ, не имеющих адреса регистрации по месту жительства на территории РФ, для граждан РФ, не достигших возраста 14 лет, для иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии)».

Интересно, что право получать ПД детей из ЕСИА для школы прописывается в правительственном нормативном акте, тогда как право каждого гражданина РФ на отказ от обработки ПД, прописанное в Конституции, чиновниками не учитывается. И даже если гражданин добровольно внес свои ПД в ЕСИА, зачем все это знать школе? Все это очень напоминает хитрый способ получения ПД детей школой даже в тех случаях, когда родители не дают согласия на их обработку.

«Реализация образовательных программ или их частей в образовательной организации может осуществляться с применением ЭО и ДОТ, с применением исключительно ЭО, ДОТ, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, аккредитационных показателей по образовательным программам и образовательных стандартов и требований».

Этот пункт отсылает нас к правовому обоснованию на использование школой ЭО и ДОТ, которое имеется в обновленных «цифровых» ФГОСах (об их особенностях «Катюша» рассказывала в марте 2022 г.). Все заточено на частичную, а затем и полную трансформацию традиционного очного обучения. Логика во ФГОСах проста: школа просто «вправе осуществлять» весь образовательный процесс с применением ЭО и ДОТ, и спрашивать ее руководству якобы никого не надо.

Приведем несколько положений приказа Минпросвета от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»:

«19. …При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация вправе применять:
различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии».

«35.3. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

Информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

- возможность использования современных ИКТ в реализации программы основного общего образования, в том числе использование имеющихся средств обучения и воспитания в электронном виде, электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности с применением ЭО и ДОТ, объективного оценивания знаний, умений, навыков и достижений обучающихся».

То есть школы «вправе использовать» все элементы ЦОС и даже «должны обеспечивать» ученикам полный набор «электронной школы» без вариантов. А «обеспечивать возможность использования» и при этом не пользоваться своим «правом применения» ЭО и ДОТ, как нам видится – будет полным абсурдом. Это были требования ФГОС, а теперь вернемся к нормативному акту Минобрнауки:

«При реализации образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предполагается режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу удаленно, взаимодействуя с педагогическим работником исключительно посредством сервисов и ресурсов электронной информационно-образовательной среды и допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории, а также отсутствие взаимодействия педагогического работника с обучающимся».

Вот так – допускается полное отсутствие живого взаимодействия педагога с обучающимся, если вуз или колледж выберут исключительно электронный режим обучения. Это полная легализация мечты цифротрансформеров – ликвидация живых учителей-людей. Ведь рассказывать о правильном пользовании сервисами электронной среды может и какой-нибудь «тьютор»-айтишник. Это очень тревожный знак… осталась только школа, для нее отдельно подобный сценарий пока не прописали. Хотя далее увидим, что нет прямых законодательных препонов для любой школы объявить переход исключительно на ЭО и ДОТ прямо сейчас – если этот проект Постановления будет одобрен.

«В целях возможности получения обучающимися образовательных организаций высшего образования, профессиональной образовательной организации посредством Единого портала, при условии завершения регистрации в системе идентификации и аутентификации, сведений о студенческом билете и сведений из зачетной книжки, в части фиксации результатов промежуточной аттестации текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации таких обучающихся, образовательная организация высшего образования, среднего профессионального образования вправе направлять на Единый портал с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия следующие сведения об обучающихся и образовательных организаций высшего образования, среднего профессионального образования: ФИО, дата рождения, СНИЛС, реквизиты паспорта, уровень образования, номер студенческого и зачетной книжки…»

То есть накачивание единой базы данныхобучающихся идет в обе стороны – школы пользуются ПД учеников в ЕСИА для их идентификации, колледжи и вузы передают ПД студентов на тот же портал госуслуг. И тут же обязателен СНИЛС, который присваивают в России каждому гражданину уже «проактивно», при обращении за свидетельством о рождении. Воля граждан цифросектантов не интересует.

«В целях реализации образовательной программы участники образовательного процесса в течение всего периода обучения должны быть обеспечены доступом к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся, обеспечивающей:

г) фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации текущего контроля успеваемости и результатов освоения образовательной программы;

д) возможность проведения всех видов занятий, оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

е) формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы».

Это почти дословное повторение пункта из новых ФГОС. В целях реализации образовательной программы обучающиеся «должны быть обеспечены». Очень интересная формулировка. Снова нет ничего про волеизъявление/согласие на обработку всех этих ПД от самих обучающихся. Нет альтернативы внесению в цифровые базы. Нет согласия на ведение «цифрового портфолио» - оно просто «должно быть обеспечено», и все дела. Как и полный учет успеваемости должен быть в цифре – и все это ради «реализации образовательной программы». А как насчет того, чтобы ради Конституции защитить ПД граждан? Нет, это не предусмотрено.

Таким образом, при решении школы использовать ЭО и ДОТ ей надо будет непременно зарегистрировать всех учеников на платформе, вход в которую будет осуществляться через ЕСИА и ЕБС. Платформа «онлайн-уроков» уже разработана, одобрена Минпросветом и именуется ФГИС «Моя школа», о ней мы рассказывали в отдельном материале. Платформа предполагает полный сбор «цифрового следа» для цифрового портфолио, самостоятельной проверки и получения оценок – все это без присутствия учителя. А далее на основании собранных о ребенке сведений будет формироваться (без его участия и волеизъявления) индивидуальная образовательная траектория – судьба каждого будет в руках трансгуманистов, авторов соответствующих алгоритмов. Все это реализация форсайт проекта «Образование-2030», итогом которого должно стать, что не скрывают сами авторы, «узаконенное рабство» для «человеческого капитала».

«При реализации образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения и (или) дистанционных технологий образовательная организация определяет:

а) основные средства обучения и цифровой образовательный контент, виды используемых дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей;

б) способы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, описанные в пункте 4 настоящих Правил, необходимость и (или) ограничения по применению образовательных сервисов и цифрового образовательного контента в обучении, которыми руководствуются при разработке образовательных программ;

в) образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в соответствии с требованиями части 3 статьи 16 273-ФЗ».

Еще один пункт, усиливающий позиции школы, которая вроде как ничем не ограничивается в определении объемов использования ЭО и ДОТ – в том числе при реализации основных образовательных программ. Вообще ничем…

Ключевой пункт о добровольности выбора родителями школьников обучения с использованием ЭО и ДОТ звучит очень лукаво:

«При наличии заявления обучающегося, достигшего возраста восемнадцати лет, родителя (законного представителя) обучающегося об отказе в применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, образовательная организация обязана осуществлять обучение по данным образовательным программам такому обучающемуся без применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Порядок обучения такого обучающегося определяется локальными нормативными актами образовательной организации, которые размещаются в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Что это за «исключительные случаи», при которых «реализация обр. программ предусмотрена с применением ЭО и ДОТ»? Кем предусмотрена? Если все тем же руководством школы (а других трактовок на ум не приходит, по крайней мере, в ФЗ такие исключительные случаи прямо не прописаны, решение по использованию принимает школа), значит, отказ от ЭО и ДОТ может превратиться в пустую формальность.

Из этого пункта фактически снова следует, что школа (ее руководство) принимает решение о переходе на ЭО и ДОТ самостоятельно. А что же студенты колледжей, университетов? В нормативном акте вообще ничего не сказано про возможность отказа от ЭО и ДОТ для получающих среднее профессиональное/высшее образование. Видимо, потому что такие отказы не предусмотрены от слова «совсем».

Для сравнения напомним, как описана возможность свободного выбора при переходе на ЭО и ДОТ в нынешнем порядке их применения школами (приказ Минобрнауки №816 от 23 августа 2017 г.):

«4. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора».

Как видим, в новой версии НПА однозначность свободного выбора уже не прописана – и это самое тревожное. Далее в Минобрнауки, видимо, решили придать переходу на ЭО и ДОТ благообразный вид:

«Решение о реализации образовательных программ и проведении промежуточной аттестации по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий принимается образовательной организацией совместно со всеми участниками образовательных отношений путем издания локального нормативного акта образовательной организации, который размещается в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»…».

Учтут ли реально интересы всех детей, их родителей в локальном НПА, который примет школа? Как их намерены учитывать? Если будет пара возражений от немногих находящихся в теме родителей, как их учтут? Очень похоже на профанацию.

«…обеспечивают соблюдение положений постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Формально СанПиНы есть, по факту же – они ни от чего не защищают в нынешней цифрошколе. Подробный разбор «резиновых» СанПиНов и того, какими они должны быть, чтобы спасти здоровье наших детей – см. в нашем материале.

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам среднего профессионального образования, примерным дополнительным профессиональным программам или типовым дополнительным профессиональным программ, примерным программам профессионального обучения или типовым программам профессионального обучения вправе осуществлять проведение промежуточной аттестации текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам среднего профессионального образования, программам дополнительно профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию личности посредством государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»…»

Вузам и колледжам дается зеленый свет на биометрию. Причем в этом пункте опять только про «право проводить» все аттестации по биометрии, но нет права на отказ студентов от участия в этой истории.

«Использование единой биометрической системы допускается с согласия обучающегося, родителя (законного представителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при соблюдении следующих условий:

а) завершение обучающимся прохождения процедуры регистрации в системе идентификации и аутентификации;

б) размещение биометрических персональных данных обучающегося в единой биометрической системе».

На официальном портале ЕБС в списке наиболее частых вопросов/ответов есть такой пункт»:

«Использование гражданами Единой биометрической системы будет исключительно на добровольной основе».

Это конечно немного успокаивает, но как насчет регистрации в ЕСИА (на портале Госуслуг) – она уже не является для каждого добровольной? Заметим, что в предыдущей версии проекта Постановления Правительства этот момент был прописан четко:

«Решение об использовании ОО ГИС ЕСИА и ЕБС в соответствии со 149-ФЗ «Об информации…» в целях идентификации или аутентификации принимается при наличии согласия обучающегося (законных представителей) и педагогического работника на использование ЕСИА и ЕБС».

Этот пункт худо-бедно, но защищал бы права родителей, детей и педагогов на отказ от «цифровой школы». Но момент с добровольностью регистрации гражданина в ЕСИА почему-то решили убрать. Как будто от этого добровольность куда-то улетучилась! Читаем следующий пункт документа и понимаем, почему решили замять вопрос добровольности регистрации в ЕСИА/на портале Госуслуг:

«16. Образовательные организации для проведения промежуточной аттестации текущего контроля успеваемости с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в порядке проведения промежуточной аттестации текущего контроля успеваемости определяют:

а) способ идентификации и (или) аутентификации обучающихся;

б) порядок использования сервиса контроля условий проведения промежуточной аттестации (далее - сервис прокторинга)…»

Какой способ идентификации при проведении промежуточной аттестации с использованием ЭО и ДОТ выберет школа? Очевидно, это будет идентификация по учетке на портале Госуслуг. Тут можем еще раз отметить, что регистрация в ЕСИА (как и в ЕБС) подразумевает согласие на обработку ПД, что невозможно делать в принудительно порядке.

Прокторинг – это удаленная слежка (наблюдение) за школьниками с помощью биометрических камер. Ее могут осуществлять как наблюдатели-люди по ту сторону монитора, так и алгоритм «искусственного интеллекта». Внедрение этой технологии, подменяющей живые экзамены и зачеты, началось в вузах в 2020 г., когда обучающихся под предлогом «пандемии коронавируса» начали вгонять уже не просто в цифровое, а в биометрическое стойло. 8 мая 2020 г. был опубликован приказ Минобрнауки о проведении выпускных экзаменов в государственных вузах в режиме онлайн с применением ДОТ, чем многие университеты оперативно воспользовались . А в декабре 2020 г. Минцифры постаралась узаконить прохождение сессий удаленно через отдельный проект постановления, но он собрал много негативных отзывов и так и не был принят . Но теперь видим, что при переходе школ на ЭО и ДОТ в образовании сбор биометрии у всех школьников – вопрос ближайшего времени.

Подытожим. Получается, что действительно самостоятельной деятельности для школы в электронной форме (при переходе на ЭО и ДОТ) больше не предусмотрено. Это касается как образовательного процесса, так и любых операций с ПД школьников – вся деятельность будет вестись только в единой федеральной системе (ФГИС «Моя школа», ЕПГУ «Мое образование»), сохраняться в федеральной же базе данных… На наш взгляд, это грубейшее нарушение Конституции, 273-ФЗ «Об образовании» и принципов получения государственных/муниципальных услуг по 210-ФЗ. Потому что логика любой услуги в том, чтобы она оказывалась гражданину добровольно. А если никакой «госуслуги» гражданин не просил, либо отказался от ее получения, недопустимо поражать его в правах – в частности, лишать его ребенка конституционного права на общее образование. Однако, Минцифры и образовательные министерства встали на путь принудительного, безальтернативного наполнения витрин «Образование» всевозможными ПД школьников.

Если новые правила применения ЭО и ДОТ будут утверждены (в чем у нас мало сомнений), мы увидим крайне недружественные, фактически военные действия министров и чиновников на местах против очного обучения в школах и традиционной системы передачи знаний. Мы тут можем только еще раз вспомнить самое масштабное исследования по изменениям здоровья школьников после дистанта, которое провел НИИ гигиены и здоровья детей под руководством выдающегося гигиениста, член-корреспондента РАН Владислава Кучмы , согласно которому был сделан однозначный вывод: на сегодня не существует безопасных для здоровья детей технологий ЭО и ДОТ, негативные последствия испытали на себе почти 100% подопытных школьников. Есть и масса других исследований мировых и российских ученых, подтверждающих губительное влияние цифры и компьютерного обучения на психику, когнитивное развитие и здоровье детей. Но у цифровизаторов свои задачи, на эти факты им плевать.

Естественно, без личного общения в школе и живой обратной связи с педагогами никакого полноценного воспитания и приобретения детьми опыта социализации не будет. Но швабовскому Правительству РФ это совсем не нужно, им куда больше по душе внедрение в образование жестоких компьютерных игр («киберспорта») и липовых фиджитал-«олимпиад», - видимо, мало было им свихнувшихся геймеров росляковых и галявиевых.

Россия вступила в открытое противоборство с Западом и чуждыми большинству наших граждан антиценностями. Но как можно победить в этой борьбе, если нашим образованием продолжает рулить та самая пятая колонна глобалистов, «цифровых трансформаторов», превращающая его в нечто бездушное, сетевое, космополитичное и цифровое, чтобы потом подключиться к глобальному «университету миллионов» и уничтожить все границы, как мечтают форсайтщики?

Понятно, что этот проект Постановления должен навсегда остаться проектом. Но это не решит главную проблему – кадровую. Кравцовым, фальковым и прочей цифровой братии, равняющейся на стандарты PISA глобальной структуры ОЭСР, вступление России в которую, к счастью, заморожено бессрочно, пора отправиться в отставку. А родителям и учителям пора массово вникать в происходящее и защищать традиционное образование в правовом поле. Мы же хотим победить и выжить?

РИА Катюша

https://katyusha.org/


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Вторжение уже началось. Как семья станет кормом для НКО
Как семья станет кормом для НКО