О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Зимний солнцеворот

20.01.2016
Зимний солнцеворот - именно так в народе именуют 21 декабря, день, когда солнечные дни вместо уменьшения начинают идти на рост. Смогут ли родители-общественники заручиться поддержкой областных депутатов и внести поправки в региональное законодательство в условиях, когда интересы общественников и властей не совпадают? Если это случится и депутаты ограничат полномочия исполнительной власти, то это будет едва ли не единственным подобным прецедентом в истории тюменского края.

В Комитет по социальной политике Тюменской областной думы был направлен аналитический документ следующего содержания:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

< ... >

2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

Статья 22. "Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций"

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


ВАЖНО: Пункт 12 предписывает учитывать мнения жителей сельского поседения при принятии решения о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении. Противоречий с пунктом 2 Статьи 8 нет.

Для города Тюмени важен пункт 14 статьи 22 указанного закона, а именно:

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации < ... > устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительством Тюменской области принято Постановление от 30 сентября 2013 г. №426-п "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РЕКОНСТРУКЦИИ, МОДЕРНИЗАЦИИ, ОБ ИЗМЕНЕНИИ НАЗНАЧЕНИЯ ИЛИ О ЛИКВИДАЦИИ, О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ОБЪЕКТА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, А ТАКЖЕ О РЕОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВКЛЮЧАЯ КРИТЕРИИ ЭТОЙ ОЦЕНКИ (ПО ТИПАМ ДАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ), В ТОМ ЧИСЛЕ ПОРЯДКА СОЗДАНИЯ КОМИССИИ ПО ОЦЕНКЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ТАКОГО РЕШЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ЕЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ"

Ключевыми словами в названии Постановления является "ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ", т.е решение уже принято, регулируется процедура, реализация принятого решения.

В Постановлении даётся ссылка на пункт 14 статьи 22 ФЗ-273 (см. выше) и пункт 2 части 2 статьи 3 Закона Тюменской области от 05.07.2013 N 63 "О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области".

Статья 3. Полномочия органов государственной власти Тюменской области в сфере образования

< .. >

2. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области осуществляют следующие полномочия в сфере образования:

< .. >

2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций Тюменской области, осуществление функций и полномочий учредителя образовательных организаций Тюменской области; установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации Тюменской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;

Итого, в полномочиях исполнительных органов находится "создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций Тюменской области".

ВАЖНО:
ФЗ-273 делегирует полномочия по реорганизации/ликвидации в субъекты Федерации.
Областная Дума делегирует полномочия по реорганизации/ликвидации органам исполнительной власти.
Правительство регламентирует процедуру оценки последствий принятия решений по реорганизации/ликвидации образовательных учреждений, указывая в пункте 2.1. части 2 следующее:

2.1. Комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации, о заключении договора аренды объекта, о реорганизации или ликвидации образовательной организации создается для проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации, о заключении договора аренды объекта, о реорганизации или ликвидации образовательных организаций, находящихся в ведении Тюменской области, муниципальных образовательных организаций и подготовки заключения, являющегося основанием для принятия такого решения.

Вопрос: а где же родители?

Родители присутствуют лишь в части 2 пункте 2.3. указанного Постановления
"В состав комиссии для проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации, о заключении договора аренды объекта, являющегося государственной собственностью Тюменской области, о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Тюменской области, включаются представители исполнительных органов государственной власти Тюменской области, общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, образовательных организаций, органов государственно-общественного управления образовательных организаций, объединений работодателей".

В качестве общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования. Нужно уточнить, что речь идёт именно о Управляющих советах школ, родительских комитетах школ. Каких-то других общественных организаций в сфере образования я не встречал.

Острых прецедентов, когда родители были бы недовольны правовыми вопросами с реорганизацией школ, не было. Если школа признавалась аварийной, например №16 или №23, то само собой родители из желания безопасности для своих детей согласны были на перевод учеников в другие школы и на ликвидацию аварийного здания.

Реорганизация пятидесяти школ г.Тюмени, касающаяся интересов более чем 150 тысяч жителей города (включая учащихся и их родителей) одним росчерком пера главы города без должного информирования и учёта мнения родителей, воспринимается как валюнтаризм и подрыв доверия к органам власти.

Для придания впредь таким процессам большей демократичности требуется скорректировать в региональном законодательстве процедуру принятия решения о реорганизации/ликвидации общеобразовательных учреждений. Для этого предусмотреть вынесение вопроса о реорганизации/ликвидации школы на общешкольное родительское собрание, и прикрепление протокола собрания с итогами голосования к перечню документов, требующихся для подготовки заключения и являющегося основанием для принятия решения.

Предлагаемая процедура отличается от порядка принятия вопроса о реорганизации/ликвидации общеобразовательных организаций в сельской местности, где необходим опрос жителей. Участие родителей, чьи дети обучаются в реорганизуемой/ликвидируемой общеобразовательной организации, в общешкольном собрании, обсуждение и общее голосование - вполне демократичный подход.

Простое большинство голосов, по нашему мнению, должно решать судьбу школы. Детский садик тоже целесообразно включить в предложения по изменению законодательства, пусть их отрежут - это будет разумная жертва, которая позволит сохранить главную идею - вовлечение родителя школьника в процесс принятия решений по реорганизации/ликвидации школы.

На что можно опереться в ФЗ-273:

участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность; (п.31 статья 2 "Основные понятия")

демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; (пункт 10 часть 1 Статья 3. "Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования".)

Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. (часть 2 Статьи 4)

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования (согласно пункта 3 части 3 Статьи 4 "Правовое регулирование отношений в сфере образования")

Добрынин Андрей Владимирович,
м.т. 8- 9044- 976-911

Остановим
ювенальную
юстицию!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Топ 15 ловушек цифрового образования - для чего внедряют цифровые технологии в школах ?
Топ 15 ловушек цифрового образования