О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

«Умная Тюмень» – познавательно, интересно, весело

17.04.2020

Одна из отличительных особенностей детской психики – это любознательность. О том, что дети «почемучки», знает каждый родитель. Маленькие дети задают множество вопросов и внимательно исследуют окружающий мир. Они с интересом рассматривают жучков и паучков, бабочек и всяких букашек, падающие листья с деревьев, цветы. Ничто не проходит мимо их поля зрения, им чрезвычайно интересно все, что они видят и слышат. Но время проходит, дети взрослеют, вопросов становится все меньше, интерес к познанию мира пропадает. Здесь уместно вспомнить слова известного педагога и психолога Ш.А.Амонашви́ли: «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?».

Ответ, на мой взгляд, очевиден. Но говорить о недостатках системы школьного образования сегодня мы не будем. Речь пойдет о дополнительном образовании, которое, к счастью, еще способно дать нашим детям знания, недополученные в школе. Проект «Умная Тюмень» выполняет эту задачу. О его содержании, в каких формах он реализуется, кто его участники и каковы полученные результаты рассказывает руководитель проекта «Умная Тюмень», врач-офтальмолог, мама четверых детей Н. Ю. Купчина.

– Надежда Юрьевна, с чего все началось? Как появилась «Умная Тюмень»?

– Истоки «Умной Тюмени» находятся в проекте «Умные города», который появился в Москве в 2013 году, в МГУ. Началось с того, что группа энтузиастов – физиков, химиков, биологов решила проводить научные лектории с целью распространения знаний в области естественнонаучных дисциплин. Проводились они в выходные дни для взрослых людей. Но, вопреки ожиданиям, взрослая аудитория, оказалась инертной, собрать в выходные дни людей сложно. Тогда разработчики проекта решили переключиться на детскую аудиторию, знакомить ее с миром науки, а взрослые, по их мнению, все равно потянутся за детьми, станут невольными свидетелями этих занятий. И это сработало. Ведь родители всегда хотят, чтобы их дети развивались, учились, профориентировались. Проект постепенно стал расширяться, захватывать другие города и страны и, в конечном итоге, приобрел статус международного проекта с уникальным форматом обучения.

В проект «Умные города» входят 34 города России. Но что приятно, есть не только «Умная Москва», «Умный Санкт-Петербург», «Умный Екатеринбург», «Умная Казань», «Умный Новосибирск», другие наши «умные» города, но есть и «Умная Барселона», «Умная Рига», «Умная Прага», «Умный Минск», «Умный Нур-Султан», «Умный Ташкент». Оказывается, за рубежом наши российские программы пользуются большой популярностью.

URFs4WGxpYY.jpg

– В чем суть проекта, в какой форме он проводится, каковы его особенности?

– Мы проводим интерактивные программы для детей 7-14 лет и их родителей на базе детского технопарка «Кванториум». Каждая программа представляет собой краткий курс знаний по какому-либо из разделов химии, физики, ботаники, зоологии, медицины, других наук. Мы оборудуем 4 разных лаборатории, где дети в течение 20 минут проводят разнообразные опыты. Этого времени достаточно, чтобы усвоить теорию и сделать практическую работу. Родители в это время тоже заняты, для них проводится интерактивная лекция-викторина, тема которой совпадает с темой детской программы.

По окончании научного мероприятия каждому участнику проект дарит подарки – набор опытов, необходимых для выполнения домашнего задания и памятные дипломы об участии в программе проекта.

IMG_4476.jpg

Всего в программе участвуют 60 детей, которые разделены по возрастам на четыре команды. Программа проводится 1 раз в месяц в течение трех дней, причем каждый раз мы презентуем совершенно новую программу. Это делается для того, чтобы ребятишки могли ходить к нам регулярно. За год-два у ребенка формируется действительно целостная научная картина мира. На мероприятиях мы используем достижения современной педагогики – квестовые и игровые механики, гаджеты и мультимедийное оборудование.

В чем еще особенность наших научных мероприятий. Проект строится на трех китах. Первый – это научный проект, второй – интерактивный, дети все делают собственными руками, они главные экспериментаторы и исследователи. И им это интересно. Вы понимаете сами, как сложно посадить ребенка и заставить его слушать в течение часа-двух о том, как интересны физика, химия, биология. Это просто нереально. Каждый ребенок в наших программах имеет свое рабочее место, где он собственными руками проводит исследование. Конечно, проводит под наблюдением взрослых. Поэтому во всех четырех лабораториях есть свой ведущий и ассистент. Это студенты наших вузов – биологи, медики, химики, физики. У нас нет аниматоров, и это тоже основополагающий момент.

IMG_2347.jpg

Для чего нужны ведущий и ассистент. Дело в том, что все дети должны быть вовлечены в программу, чтобы никто из них не оставался без дела и всем было интересно. Допустим, если это 7-летний ребенок и у него что-то не получается, ассистент всегда подойдет, покажет, поможет, чтобы опыт прошел успешно, и ребенок не скучал. Мы даем теоретическую часть, и дети параллельно воплощают ее в практику. Например, на одной из программ, ребята сами получали углекислый газ, затем они поджигали лучину и опускали ее в колбу с углекислым газом, лучина гасла, и, уже обладая теоретическими знаниями, дети сами объясняли, почему так происходит – горение в бескислородной среде невозможно. Теперь они знают, что это за свойство, а следовательно, и углекислый газ может быть использован, например, для тушения пожаров.

Или у нас была программа по хирургии. Мы говорили о том, что человек может поперхнуться во время еды, если в дыхательные пути попала пища. Как выйти из этого положения? Как помочь человеку, чтобы не задохнуться? Когда я была студенткой мединститута, нас учили, что человека нужно сильно наклонить и резко надавить на поддиафрагмальное пространство, чтоб вызвать массивный поток воздуха. Но это очень тяжело сделать, если, например, человек крупной комплекции. Поэтому мы детей учили другому приему, чем я вас, наверное, удивлю. Мы учили трахеотомии, то есть рассечению трахеи под гортанью. Эта пример экстренной помощи – удалить инородное тело и обеспечить доступ кислорода, освободить дыхательные пути, что, безусловно, спасет жизнь попавшему в беду. В той же программе по медицине мы рассказывали детям, что такое аппендицит, где находится аппендикс и для чего он нужен, а затем каждый из участников сам удалил аппендикс на манекене.

Третий кит нашего проекта – это то, что проект действительно семейный, он для всей семьи: к нам приходят не только дети вместе с родителями, но и бабушки и дедушки, дяди и тети, крестные и крестники, они проводят этот день вместе, занимаясь наукой. Программа для взрослых – для родителей, бабушек и дедушек помогает вспомнить или же узнать новые научные факты, а также получить знания по нескольким естественнонаучным дисциплинам. Проект, конечно, коммерческий. Но при этом мы всегда говорим, что один билет – приглашение к участию в программе одного ребенка и двух взрослых. Приходят порой целыми семьями, особенно когда в семье не один ребенок, со старшими братьями и сестрами. В программе для взрослых мы всегда проводим интерактивную викторину. Взрослый, который принимает участие в викторине и набирает наибольшее количество баллов, получает приз – бесплатный билет для себя и ребенка на участие в следующей программе.

Для участников проекта мы организуем экскурсии в интересные с научной точки зрения места. Это могут быть ведущие ВУЗы, научные институты, научные лаборатории нашего региона. В декабре прошлого года у нас проходила экскурсия в Институте биологии ТюмГУ. Благодаря активной помощи заместителя директора института Сергея Сергеевича Тупицына, мы смогли посетить оранжерею, зоологический музей и три научные лаборатории – ихтиологов, ботаников и молекулярно-генетическую лаборатории. На экскурсии в зоологическом музее мы познакомились с разными видами животных и птиц, с занимательными фактами их обитания, а также прошли увлекательный квест, организованный студентами ВУЗа. Поразительным было посещение оранжереи: из декабрьской Тюмени мы попали в настоящие тропики. Дети задавали много вопросов, принимали активное участие в экскурсии, долго не хотели уходить. Такая форма мероприятий позволяет стимулировать познавательность у них, узнавать интересные факты и новые открытия в мире науки.

s-uc0E7u510.jpg

– И это главная цель проекта.

– Да, это глобальная цель проекта – пробуждение у ребенка интереса к научным исследованиям, к научным знаниям. Нам важно, чтобы природная любознательность детей к познанию мира не угасала, а наоборот - развивалась.

– Вы, наверное, следуете принципу Петра Капицы, который говорил: «Наука должны быть веселая, увлекательная и простая».

– Да, именно так. Мы стремимся действительно к тому, чтобы было весело, полезно, интересно, просто. Если детям будет у нас скучно, то какой смысл заниматься этой деятельностью. Нам важно доступно доносить до детей знания, чтобы им легко было их усваивать, чтобы им хотелось получать их и дальше. В «Умную Тюмень» приходят не только дети, которые очень заинтересованы в физике, химии или биологии, но и дети, у которых были проблемы с обучением в школе по естественнонаучным дисциплинам. Участие в наших программах помогает им находить новое в дисциплинах и преодолевать возникшие в учебе трудности. Формат общения с детьми на проекте отличается от привычного. Оценочной системы нет, дети чувствуют себя свободно, и они сами добывают знания, им предоставлена возможность все потрогать своими руками, увидеть своими глазами, исследовать, экспериментировать. Наши ведущие и ассистенты умеют их вдохновлять и доступно объяснять. Еще вчерашний троечник по химии, сегодня, после наших научных мероприятий, выигрывает олимпиады.

Ведь не зря психологи говорят, что школьники к 8 классу чувствуют себя преданными. Ребенок приходит в первый класс с горящими глазами и жаждой знаний, а уходит чаще всего с потухшим взором, с безразличием, в том числе к таким бесконечно интересным наукам, как химия, биология, физика. Я работаю в этом проекте, потому что вижу результаты наших трудов – это восторженные глаза детей, открывающих для себя науку, дети и родители, которые возвращаются к нам для участия в следующих программах, это рассказы родителей об успешных научных проектах и успехах детей в олимпиадах и конкурсах.

XnnXFLf8sGg.jpg

– На самом деле очень сложно угадать, что интересно твоему ребенку, если ему не предложат проявить свои способности в разных областях деятельности.

– Согласна, поэтому надо давать возможность развиваться ребенку в нескольких направлениях, а не только в одном. Его привели, например, в музыкальную школу и думают, хватит и этого. А на самом деле, может, посетив биологический проект, у него появится желание заниматься дальше в этом направлении, а потом ему и в школе станет легче учиться. Почему мы находимся на базе Кванториума? Потому что это уникальная среда для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским направлениям. «Умная Тюмень» пробуждает интерес у детей, предлагает поучаствовать в разных программах, чтобы ребенок попробовал себя в том или ином научном направлении. А потом на базе Кванториума он развивается дальше в той области науки, которая ему оказалась наиболее интересной.

–В ноябре прошлого года у вас прошла программа «Наука о еде». Какие эксперименты проводились в её рамках?

– Программа проводилась, как всегда, для детей 7-14 лет. Мы говорили о том, что яйцо – это биологическая клетка, которая имеет оболочку, мембрану, ядро. На примере яйца мы разбирали, как можно денатурировать биологическую клетку, как можно сломать белок. Физический фактор – это температура, есть еще механический фактор, химический – это контакт с щелочью, кислотой. Дети с удовольствием все это делали сами. Потом они взбили яйцо, добавили ароматизаторы, запекли в печи и получили вареную колбасу.

Далее был эксперимент с ананасами, которые консервировали разными способами. Дети получали знания о консервации, как можно продлить жизнь продукта, используя антибиотики, кислоту, сахар, вакуум. А дома они должны были проследить, какой из агентов позволяет оставаться ананасам более свежими. Был эксперимент с мармеладным мишкой. Ребята должны были выяснить состав этого продукта. Из чего же делают мармелад? Мы предложили нашим экспериментаторам куриную кость, яблоко и водоросли и попросили указать, что общего у этих предметов? А дальше рассказывали о том, что желирующий агент, который используется для мармелада, содержится в куриных костях – это желатин, в яблоке – пектин, в водорослях – агар-агар. Задание в этой лаборатории было такое: путем химических реакций определить, какой желирующий агент входит в состав мармеладного мишки. А в конце занятия каждый ребенок получил рецепт домашнего мармелада и попробовал сам сделать его, используя агар-агар.

IMG_4904.jpg

– Какие отзывы вы получаете о вашей работе?

– Приятно, когда сами специалисты в той или иной области оценивают положительно нашу программу. Например, когда презентовали программу по хирургии, мы пригласили наших тюменских врачей принять в ней участие, среди них были известные специалисты, в том числе имеющие ученую степень. Я сама врач и знаю, что во врачебной среде принято критиковать друг друга. Но было бесконечно приятно услышать от коллег: «Спасибо вам, ребята, просто поклон до земли». Это сказал врач, руководитель клиники, имеющий многолетнюю практику, кандидат медицинских наук. После каждого мероприятия мы обязательно спрашиваем у родителей, как они оценивают программу, понравилась ли она их ребенку, насколько полезна она была, насколько интересно был донесен материал. Мы всегда благодарны родителям, которые отвечают на наши вопросы и оставляют комментарии о программах на наших страничках в социальных сетях, и нам очень приятно их читать, это всегда помогает провести следующую программу еще лучше.

em338KpkY98.jpg

– Как мне представляется, чтобы подготовить эти программы требуется большой и кропотливый труд.

– Вы знаете, иногда приходится задерживаться допоздна только для того, чтобы подготовить все необходимое для проведения опытов в лабораториях. А уже утром в 10-30 мы должны обязательно с радостной улыбкой встречать наших юных гостей и их родителей. Для 60-ти детей уже готовы чистые халаты, чтобы они не запачкали свою одежду, а потом эти халаты надо постирать и погладить. Все оборудования мы сами привозим, поднимаем на 3 этаж, складируем, потом готовим рабочие места для детей. По окончании программы идет генеральная уборка помещений, сбор всего реквизита и отправка для юных ученых в другой «умный город», может быть, в Екатеринбург, а может быть, и в Барселону.

– Какие презентации вы готовите в ближайшее время?

– Ребят ждет программа по зоологии. За два часа участникам предстоит проследить за развитием организма от икринки до взрослой лягушки, освоить научную разделку охлажденной рыбы и разобраться в ее внутреннем устройстве, познакомиться с биомеханикой птиц. Мы готовим также большую медицинскую программу по общей хирургии, стоматологии, реанимации, травматологии, трансплантологии, педиатрии.

– Надежда Юрьевна, спасибо за интересную беседу. Мне бы хотелось закончить ее словами первого крупного русского учёного-естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова:«Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник».

- Спасибо и Вам за внимание к проекту «Умная Тюмень», мы всегда рады видеть Вас у нас в гостях. Мы очень надеемся, что участие в нашем проекте позволит появиться в нашем регионе новым Кулибиным, Менделеевым, Ломоносовым… А может быть, мы с Вами станем свидетелями появления нового ученого – медика, нового Амосова или Пирогова. Самое главное, чтобы не останавливался научный поиск, не гасла искра любви к науке и изысканиям.


Татьяна Тимофеева


Остановим
ювенальную
юстицию!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Топ 15 ловушек цифрового образования - для чего внедряют цифровые технологии в школах ?
Топ 15 ловушек цифрового образования