О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Изобразительное искусство в создании благоприятной образовательной среды

26.02.2022

К сожалению, современная школа практически не занимается воспитанием учащихся. Со времён законодательного запрета слишком много в этой сфере было упущено. Педагогические коллективы пытаются вернуть воспитательные функции в школу, но организовать запущенный процесс, восстановить разрушенное и адекватно сориентироваться в сегодняшней неимоверно пёстрой и сложной ситуации не так уж просто. Учителя, родители и сами дети остро нуждаются в нравственных ориентирах.

Сегодня функцию воспитания взяли на себя не только подростковая и молодёжная среда, но и СМИ, социальные сети, содержание которых внушает родителям много опасений.

В настоящее время в школах много внимания стало уделяться созданию благоприятной образовательной среды: современной, комфортной, безопасной.

Цель проекта – привнести в концепцию благоприятной образовательной среды нашей школы воспитательные моменты, эстетику, целомудрие, побуждение к осмыслению себя и окружающего мира. Мы хотели хоть немного компенсировать тот негатив, который окружает современных детей. Участниками проекта стали преподаватели и ученики школы №9: Инга Валерьевна Козловских, Наталья и Любовь Осиповы, Гузель и Лилия Джаббаровы, Ангелина Антоненко, Екатерина Павлова, Надежда Новицкая.

Зная, что человек, который слышит речь, в среднем воспринимает 10% информации, читающий — 12%, а видящий — 20%, мы решили украсить пустующие участки стен внутри школы, используя методы наглядной агитации. Мотивирующие иллюстрации с подкрепляющими их надписями дают сумму восприятия: человек и видит, и читает, и запоминает, и осмысливает. Как говорил богослов и философ Павел Флоренский: «Искусство напоминательно».

dscn2463.jpg

Задачи, которые стояли и стоят перед нами (поскольку проект целиком не завершён) следующие: выбрать стилистику оформления; разработать концепцию для каждого фойе или коридора, подобрать иллюстрации и тексты согласно тематике. Полное воплощение идеи — это непосредственно роспись и размещение дополнительных материалов (стенды, кармашки для объявлений и другой информации).

В данной работе мы рассмотрим некоторые факторы влияния информации, причиняющей вред детской психике, возможности воздействия зрительных образов на поведение детей и подростков, примеры положительного применения изображений и расскажем о проделанной работе.

dscn4352.jpg

Влияние визуальной информации на поведение детей и подростков

Поведение — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой. В общем случае на наше поведение влияет культура, СМИ, мораль и традиции общества. Поведение в значительной степени зависит от социальных норм и регулируется различными средствами в семье и обществе. Человеческое поведение изучается различными науками, в том числе психологией и педагогикой.

Среди главных целей системы образования называют: необходимость «компенсировать и исправить те ошибки в воспитании и обучении каждого ребёнка, которые допустила конкретная семья, в которой он растёт»; «помочь школьнику выявить и освоить его творческий потенциал, чтобы он мог в дальнейшем создать и воспроизводить свою культурную состоятельность. То есть воспринимать проблемы, трансформировать их в задачи и решить их», «помочь ребёнку освоить и развить волю как способность подчинять самого себя и течение событий осуществлению осознанной им цели и пробудить в нём совесть и стыд».

dscn4348.jpg

Эти задачи школы не поддаются формализации и требуют индивидуально-творческого подхода к их решению, который должен поддерживаться системной организацией педагогического процесса в его полноте. Несомненно, формирование эстетичной, побуждающей, воспитывающей образовательной среды должно способствовать достижению желаемого результата.

Основным источником информации о внешнем мире для человека является зрительный анализатор. С его помощью субъект получает до 80 % от общего объема информации. Поэтому роль зримого образа в культуре и сознании человека трудно переоценить. Сегодня роль зрительного образа возрастает в связи с общей переориентацией человеческой культуры в сторону визуализации.

Алиса, которая путешествовала по Стране Чудес, говорила: «Не понимаю, зачем нужны книжки без картинок и стишков». Персонаж картинки, как и мультфильма, задает ребенку пример для подражания. Детский характер играет этими образами и вырабатывает будущую модель поведения. Судите сами, какой должна быть красавица-принцесса на картинке: балованной и «гламурной» или скромной и доброй? Так же и храбрый богатырь: должен ли он выглядеть жестоким? А Страшила из Изумрудного города? Должен ли он выглядеть настырным и тупым, или добрым и наивным? Помните: будущее место человека в обществе сильно зависит от того, какие черты характера он в себе разовьет и как ему в этом помогут окружающие.

dscn4365.jpg

Этому воздействию человек подвержен и в юношеском возрасте. Одна сцена, которую юноша и девушка прокручивают в своей голове сотни раз, больше влияет на их сознание и оказывает больше воздействия на их поведение и нрав, чем сотни уроков и лекций.

Каждая сцена из жизни семьи, друзей, из книги, комикса, кино, телевизора и других источников информации – это вредный или полезный росток, который обязательно вырастет и окрепнет, чтобы изменить человека. Поэтому необходимо выбирать для наших глаз только полезное. Оберегать наши уши от всего вредного и выбирать для нашего разума только здоровую пищу. Особенно это касается детей.

Воздействие зрительных образов

Чтобы разобраться в том, каким образом можно оказать влияние на поведение отдельного человека или группы, надо в первую очередь понять, как человек управляет собой. «Скучную» теорию и поучения большинство привыкло пропускать мимо ушей. Поэтому для лучшего запоминания талантливые педагоги привязывают её к яркому образу. Если образ вызывает у человека, в нашем случае это будут школьники, положительные эмоции, то этот человек представляет себя героем картинки, ассоциирует себя с предложенным образом.

То, что на Западе называют стрит-артом, у нас всегда называлось наглядной агитацией. Этот термин сразу объясняет, что и с какой целью делается. Это может быть временный объект, плакат, например, или стационарный, в виде росписи, мозаики или что-то еще. Главное то, что он несет в себе определенный посыл, содержание. В этом смысл изобразительного искусства. От слова образ. Образ чего-то лежит в основе изображения, и этот образ транслируется зрителям.

dscn4349.jpg

Если изображение несет внятное, конструктивное содержание, обращается к высшему в человеке, то оно вполне может быть полезным для общества, для городской среды.

Правда, если мы говорим о том, чтобы внедрить изображение в уже сложившуюся среду, то тут все непросто. Нужно учесть взаимодействие нового изображения с окружающими архитектурными объектами, цветовую, тональную гамму, общую эстетику места, его историю, контексты… Очень много чего.

Работа над созданием благоприятной образовательной среды при помощи изобразительного искусства

Наша работа началась в фойе библиотеки. Там мы попытались воссоздать образ русской классической усадьбы: берёзы, фонари, ротонда в парке, человек на природе, пейзаж с речкой. Рисунки удачно были дополнены коваными скамейками, подаренными выпускниками. Здесь часто проводят время школьники, когда у них нет уроков или есть свободное время после занятий. И сама библиотека является своеобразным клубом, и, поскольку в этом фойе нет больше кабинетов, оно считается «тихим местом», здесь расположены книгообменник, столы и красивые лавочки. Эх, фонтан бы еще сюда в окружении зеленых растений...

От библиотеки через кабинеты русского языка и литературы мы приходим в фойе английского языка. Здесь стены расписаны достопримечательностями Лондона, в которые вписаны грамматические конструкции. Во-первых, можно проводить воображаемые экскурсии по Лондону, поскольку все эти места расположены соответственно карте. Во-вторых, наглядно показано применение основных предлогов, временных конструкций, степеней сравнения, вопросительные слова.

dscn3648.jpg

Локация кабинетов математики украшена соответствующими иллюстрациями с местом для информационных кармашков. Тексты о значении и красоте математики дополнены историческими персонажами и предоставляют множество возможностей для размещения развлекательных, поучительных и прочих материалов.

На лестнице, по которой часто ходят в приёмную и актовый зал родители, находятся картинки с надписями, текстами об отношениях между людьми. Ими мы хотели поднять настроение и напомнить о важных истинах.

А одна из основных лестниц, идущая с первого этажа до библиотеки на четвёртом, учит отношению к себе, к жизни, к самообразованию. Здесь есть, о чем задуматься, чему научиться! Мы надеялись побудить зрителей посмотреть на себя со стороны.

Заключение

Наша работа противопоставляется многослойности и многоэлементности быстроменяющейся картинки современных медиа средств, не дающих возможности глубокого погружения в содержание. Мы надеемся, что выраженная связь изобразительности и словесности будет способствовать духовному руководству и для учеников, и для родителей. Прочитанное нужно осмыслить в контексте идеи изображения, а это труд, который не может остаться безрезультатным.

Образ, который подросток, юноша и девушка неоднократно видят и, даст Бог, осмысливают в своем сознании, неужели не окажет влияния на их моральные установки, отношения, поведение и нрав?

Скептики могут возразить, зачем нам эти красивые фасады, если среди наших школьников царит бескультурье? По закону «разбитых окон» так и будет царить, пока ободраны стены и скучны стенды. Люди, попадая в приличную обстановку, ощущают себя в ней по-другому. Будем воспитывать красотой.

Конечно, видимые результаты не могут быть скорыми. Да и сама работа будет продолжена.


М.В. Осипова, председатель Управляющего совета тюменской школы №9 с углубленным изучением краеведения

Любовь Осипова, ученица школы №9


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея