Тюменский областной родительский комитет выдержал довольно длительную паузу и не поднимал темы продолжающихся в нашем городе выступлений рэперов почти три месяца. За период нашего молчания в ТРК по этому поводу не раз поступали тревожные звонки и письма от бдительных родителей. Действительно, организаторы рэперских выступлений по-прежнему демонстрируют пренебрежение к требованиям Федерального закона № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». КТЗ «Байконур продолжает предоставлять свое помещение гастролерам, поведение которых на сцене вызывает большие сомнения с точки зрения его соответствия культурным нормам. Возможно, сами выступающие рэперы полагают, что именно в этом и состоит их творческий вклад в сферу маргинальной субкультуры, доступный для понимания только избранным. Но нас интересует несколько иной аспект этой деятельности.
На днях ТРК направил обращение в прокуратуру города по поводу предстоящих гастролей очередного представителя рэперского сообщества (не будем называть его имени). Количество нецензурных слов в его абсолютно бредовых текстах просто зашкаливает. Но на афишах по чьему-то заказу стоит 12+, видели также афишу 16+. Да хоть 18+, это в принципе не имеет значения, так как данного исполнителя даже близко нельзя допускать к сцене, тем более к детям и подросткам.
Напомним, употребление нецензурных слов является нарушением Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации", ст. 1.п.6., что попадает под ст. 20.1."Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018). Нарушение законов влечёт за собой ответственность, штрафные санкции, репутационные издержки, причиняет вред обществу и государству.
В обращении в прокуратуру Тюмени, в частности, сказано: «Просим экстренно обратить внимание на наше обращение, о чем мы уже писали в предыдущем письме, а именно: предотвратить планируемый концерт рэп-исполнителя (…) не допускать в будущем подобные концерты в нашем городе или же ограничить доступность данных мероприятий для детско-подростковой аудитории младше 18 лет, для несовершеннолетних, согласно требованиям Федерального закона N436-ФЗ от 29.12.2010 (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ст.5.».
А пока предлагаем нашим читателям познакомиться с обзором публикаций сайта «Научи хорошему» по теме информационной безопасности детей, сделанным редакцией тюменского журнала «Семья и Отечество».
Против рекламы энтропии или «Научи хорошему»
В одном из номеров журнала «Семья и Отечество» мы рассказывали о сайте «Научи хорошему», в материалах которого анализируются продукты современной массовой культуры, разрушающие психику, рекламирующие всевозможные пороки, призывающие к деструктивному поведению, агрессии и суициду. Надо заметить, что в этом году особенно активизировались так называемые рэперы, «творчество» которых подлежит только одной оценке – откровенный, неприкрытый демонизм. Рэперские тексты невозможно читать и слушать, тем более печатать: они переполнены инвективной лексикой и аморальны по содержанию. Исполнители композиций внешне нарочито отвратительны, глядя на них, создается впечатление, что инфернальные существа вышли на концертные сцены наших городов во всем своем нечеловеческом обличье. При этом чиновники от культуры самых высоких рангов открыто поддерживают рэперские поделки, а СМИ негодуют по поводу несвободы в России для людей искусства, поэтов и певцов. Хотя иначе как откровенной информационной войной против неокрепшего сознания молодежи выступления Хаски, Оксимирона и прочих деятелей назвать нельзя. При этом слушателями текстов подобных личностей чаще всего становятся подростки 12-16 лет.
В этом случае долг взрослых, а тем более государственных людей оградить молодое поколение от разлагающего воздействия масскульта. Поэтому сегодня мы публикуем обзорный материал об информационной безопасности детей и влиянии массовой культуры на общество в целом. Освещаемые в нем вопросы носят крайне актуальный характер. В статье также рассказывается о способах манипуляции сознанием современного человека через наиболее рейтинговые телевизионные программы.
***
За последние несколько десятилетий мир очень сильно изменился. Сегодня умение работать с информацией, выявлять деструктивные и созидательные информационные потоки, критически воспринимать всё то, что мы узнаём из новостей или с экранов телевизоров, смартфонов, – это жизненно необходимый навык. И в особенности, он необходим нашим детям, жизнь которых неразрывно связана с интернетом и социальными сетями.
В конечном счёте, именно умение фильтровать информацию и управлять своими информационными потоками в современных условиях становится главным инструментом защиты от различных угроз информационного характера.
Прежде всего, следует сказать, что тема информационной безопасности детей в современном мире неразрывно связана с темой воспитания и формирования мировоззрения человека. Воспитание – комплексный процесс и на него влияют различные составляющие, основные из которых – семья, школа, круг общения. Сейчас особым фактором в воспитании ребенка становится медиасфера.
Медиапространство – область, которая получила своё активное развитие в начале нашего века, особенно с появлением интернета. Её влияние постепенно выходит на первый план, так как дети и взрослые всё больше времени проводят перед включёнными экранами телевизоров, мониторов и телефонов.
Для начала проанализируем клип «Последний звонок» рэпера Оксимирона. Большинство родителей, скорее всего, даже не слышали о таком, но каждый второй подросток в возрасте 12-16 лет тесно знаком с его «произведениями», так как в молодёжной среде он хорошо известен. Ролик и песня были опубликованы несколько лет назад и собрали миллионы просмотров.
В октябре этого года, то есть совсем недавно случилась трагедия в Керчи, и поэтому мы обратили внимание именно на это видео. В тексте песни и в видеоряде демонстрируется массовое убийство в школе, показанное в положительном контексте: убийцы выставлены своеобразными героями, которые восстали против несправедливого общества. Приведем лишь несколько строчек из «Последнего звонка» и то, не самых диких:
Можете величать меня исчадием ада;
Можете линчевать меня, мыча, как стадо…
Я перезарядил, проверяю затвор и стреляю в упор. Иду гулять по школе.
Последний звонок, в шейный позвонок мой глаз метит вам!
Одиозному Оксимирону вторит Хаски в своем тексте «Пуля-дура»:
Я не хочу быть красивым, не хочу быть богатым.
Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица.
Можно ли считать, что между видео Оксимирона и тем, что произошло в Керчи, есть какая-то связь? Или это просто случайное совпадение? Утверждать, что именно этим клипом вдохновился керченский убийца, невозможно. Но то, что его античеловечные взгляды сформировались, в том числе под воздействием подобной «музыки», которая сегодня заполонила всю молодёжную музыкальную индустрию, – это факт. И надо понимать, что такая пропаганда через песни и клипы, как и через любые другие медиапродукты, имеет вполне конкретный эффект. Данный феномен можно проанализировать и увидеть, как это происходит на практике.
Допустим, из двухсот тысяч человек, посмотревших этот или похожий клип (насилие и убийство сегодня воспеваются многими молодёжными исполнителями, речь не только о песне Oxxxymironа), найдётся двадцать тысяч, которым он понравится: на том же хостинге YouTube «лайков» и положительных комментариев под клипом гораздо больше, чем «дизлайков». Из этих двадцати тысяч двум тысячам он понравится очень сильно, и они начнут искать информацию об аналогичных событиях. Из этих двух тысяч двести человек найдут соответствующие сайты или группы ВКонтакте, контент которых построен на идеализации насилия, как способе решения проблем. Таких сообществ в социальных сетях ведётся достаточно много: в них убийцы представляются героями, восставшими против несправедливого общества. Из этих двухсот человек, найдутся двадцать подростков, которые будут иметь аналогичные проблемы в школе («меня никто не любит», «со мной не дружат» и так далее), и они не только подпишутся на эти сообщества, но и начнут активно комментировать материалы и общаться с администрацией этих групп. Подростков начнут вести по тем же технологиям, по которым вели и ведут людей в уже широко известных «группах смерти». И из этих двадцати человек нескольких ребят сумеют обработать до того состояния, когда последние будут готовы идти и убивать.
Можно ли сказать, что Оксимирон и его клипы – главные виновники того, что произошло в Керчи? Нет, у подобных трагедий есть множество причин. Тем не менее именно такое «творчество» является отправной точкой для подростка к свершению чудовищных преступлений. Весьма показательно, что этого рэпера рекламировал «Первый канал» в передаче Ивана Урганта. Там он позиционировался как успешный и популярный музыкант. И речь идёт не только об Оксимироне, по той же схеме сейчас раскручиваются такие исполнители как Элджей, Хаски, Хлеб, ЛитлБиг и прочие. Своими «песнями» они продвигают все те же деструктивные алгоритмы: пропаганда алкоголя, насилия, пошлости, свободных отношений, извращений, цинизма и других пороков.
О технологии популяризации подобного аморального контента в рамках проекта «Научи хорошему» был создан отдельный видеоролик «Шоу Вечерний Ургант: Технология рекламы грязи». Ролик находится в свободном доступе на официальном сайте проекта «Научи хорошему» и на канале YouTube. Добавим, что легализация таких рэперов на главном телеканале страны – это финальная стадия их раскрутки. Перед этим их активно продвигали через социальные сети и блогосферу, поэтому к моменту их попадания на телевидение большинство подростков этих исполнителей уже хорошо знает.
Информационные потоки, влияющие на детей
Вернёмся снова к общей картине, к тому – какие информационные потоки влияют на детей. Прежде всего это основные составляющие современного медиапространства: телевидение, кинематограф, музыкальная индустрия, компьютерные игры и интернет. Именно через них сегодня реализуется большинство информационных угроз. И самое опасное заключается в том, что общество по большей части не осознаёт деструктивного влияния массовой культуры на подрастающее поколение и потому не может ему противодействовать. Мы коротко затронули тему музыки, теперь давайте обратим внимание на телевидение.
Телевидение
Деятельность проекта «Научи хорошему» началась с оценки именно телевизионного контента. Во многом стимулом послужили события на Украине и в Крыму. Все, наверное, помнят, как в период 2013-2014 годов обострилась сфера информационного противоборства и всевозможной пропаганды, особенно в этом усердствовало российское и украинское телевидение. При этом те граждане, которым были доступны оба информационных потока, могли сравнить и почувствовать, насколько разную картину происходящих событий показывали журналисты украинских и российских СМИ, и как по-разному начинали вести себя люди, подверженные этому влиянию, что стало наглядным примером силы информационной войны.
Во всём этом процессе был один очень любопытный момент. Если в сфере политики и истории российские и украинские каналы транслировали и продолжают транслировать практически противоположные взгляды на происходящие события, как на Украине, так и в целом в мире, то в аспекте всего, что называется «развлекательный контент», их сетка вещания, по сути, идентична. Одни и те же ток-шоу такие, как «Пусть говорят», «Давай поженимся», «Камеди клаб» и другие. Одни и те же сериалы про Физрука, Букиных или Ворониных. Одни и те же фильмы в кинотеатрах. Это касается не только Украины и России, но и всего западного мира, частью которого сейчас вольно или невольно мы являемся. Какие бы ни были политические и идеологические разногласия между странами мира, доминирующие телевизионные, музыкальные и кино-форматы везде практически одинаковы.
Напрашивается вопрос: неужели влияние на аудиторию оказывается только через политические ток-шоу и новостные выпуски? Оказывают ли влияние на общество развлекательные программы? И если влияние через развлекательный контент всё же оказывается, каким образом получается, что противостоящие друг другу верхушки украинских и российских телеканалов абсолютно едины в сфере развлечения зрителей? И что на самом деле скрывается за всеми телевизионными «развлечениями»?
В поисках ответов на эти вопросы был системно проанализирован весь спектр популярных медиапродуктов. Для начала было взято самое простое – юмористические сериалы и передачи телеканала ТНТ, который на сегодняшний день является самым популярным среди молодёжной аудитории. Довольно скоро стало понятно, что вне зависимости от смены сюжетов, актёров и декораций, абсолютно все материалы этого главного молодёжного рупора содержат в себе три обязательных составляющих: пошлость, алкоголь и глупость. Можно взять любую из сотен серий «Универа», «Физрука» или «Реальных пацанов», и в каждой из них обязательно будет несколько эпизодов с алкоголем, герои обязательно будут обсуждать, кто с кем переспал, при этом скромность и целомудрие будут высмеиваться, а, например, проституция или тематика извращений выставляться в положительном или юмористическом контексте. Если кто-то искренне полагает, что подобная системность подачи информации может быть случайной, то задумайтесь над тем, каким образом можно было бы организовать пропаганду всех этих низких вещей на телевидении. Поверьте, сделать это эффективнее, чем делает ТНТ, было бы сложно, потому грязную работу по тиражированию аморальности выполняют настоящие профессионалы. Стоит отдать им должное: они действительно компетентны в возрастной психологии аудитории, способах и методах подачи греха и мерзости в юмористической и привлекательной форме. Они профессионально убеждают зрителей в безобидности порока для личности, транслируя вседозволенность и девиантность.
Исходя из вышесказанного, приходится делать вывод о том, что нравственная деструкция – позиция нашего с вами государства, которое как раз обязано защищать этику и мораль, особенно в молодежной среде.
Но и у производителей разврата, которые призваны растлевать молодежь бывают ошибки и упущения. Например, один из популярных актёров сериала «СашаТаня» со скандалом покинул проект, отказавшись пропагандировать алкоголизм и лень.
«Первый» и ТНТ – идейные близнецы-братья
Помимо материалов ТНТ сайт «Научи хорошему» изучил «развлекательный контент» других телеканалов. Например, «Первого». И системный анализ показал, что разница с тем же ТНТ есть лишь в форме подачи, но в смысловом ряде идейных разногласий нет.
Довольно любопытно, как технологически всё это сделано. В частности, практически все российские телешоу построены по принципу «Троянского коня». Это значит, что у них есть созидательные оглашаемые цели и деструктивные неоглашаемые. То есть декларируем нравственность, в действительности навязываем противоположные примеры и образы. При этом на практике успешно достигаются именно последние, о чем свидетельствует проведённый анализ.
Для наглядности оценим несколько популярных телешоу. Начнём с передачи «Давай поженимся», которая уже больше десяти лет идёт на Первом канале. Официально шоу нацелено на улучшение демографической обстановки, повышение количества счастливых семей и снижение разводов. Оно ведь так и называется «Давай поженимся», и люди на него приходят, чтобы создать семью. Но когда мы начинаем оценивать внутренний алгоритм передачи, то видим совершенно иную картину. В качестве ведущих поставлены женщины с неустроенной личной жизнью, у которых было несколько мужей, при этом мужья их избивали, спивались, заканчивали суицидом. То есть роль учителей жизни вручена женщинам, которые на собственном примере продемонстрировали полную недееспособность в сфере личных взаимоотношений с противоположным полом. Это значит, что всё, что они будут озвучивать на передаче, будет способствовать тому, что в жизни поверивших им телезрителей будут происходить аналогичные несчастья. А говорят они на этих передачах очень много.
Есть и второй аспект. Прийти на центральное телевидение искать себе жену или мужа и раскрывать на всю страну какие-то особенности личной жизни могут либо люди, не совсем адекватные или, как минимум, не чувствующие ненормальности этого действа, либо те, кто просто хочет стать известным любой ценой. В результате и поведение участников телепередачи способствует достижению этих самых неоглашаемых деструктивных целей, а именно: сокращению количества счастливых семей, увеличению количества разводов и сокращению населения. Заметим, что абсолютно такие же телепередачи идут и в других странах.
Несколько слов о «Пусть говорят»
В качестве другого примера рассмотрим телешоу «Пусть говорят» – ещё один долгожитель Первого канала. Передача посвящена разным тематикам, но классическая технология манипуляции следующая. К примеру, обсуждается проблематика ЛГБТ. Понятно, что 99 процентов нашего общества крайне негативно относится к этому явлению, осознавая его опасность и вредоносность. В то же время на передачу «Пусть говорят» для обсуждения данной темы гостей и экспертов пригласят в студию в следующем соотношении: треть участников будут высказываться резко негативно по отношению к представителям ЛГБТ, треть участников будут яро защищать всех извращенцев, призывая к толерантности, уважению их прав и немедленной организации прайдов по всей стране, апеллируя к неким «демократическим шаблонам». Ещё треть будет занимать нейтральную позицию в стиле «надо жить со всеми мирно, они тоже люди». И даже если наш телезритель до недавнего времени обладал стойким негативным восприятием данного явления, то с помощью подобного информационного воздействия он с высокой вероятностью может изменить своё отношение к проблеме.
PS
Как нам сегодня сообщили, концерт рэперской «звезды», который должен был состояться в Тюмени, отменен или отложен на неопределенный срок. Тем не менее наше обращение в прокуратуру остается в силе, так как на подходе очередные выступления исполнителей, чей репертуар, как нам представляется, также не соответствует возрастным ограничениям.
Уважаемые родители, будьте бдительны!
ТРК