Когда родительская общественность выражает свое возмущение с требованием запретить тех или иных исполнителей, имеющих репертуар с деструктивной тематикой, часто приходится слышать ответ примерно с такой формулировкой: «Прежде чем что-то запретить, предложите взамен, чтобы детям было интересно».
Что ж, предлагаем. И предложить всегда есть что. В Тюмени много талантливых педагогов-музыкантов, которые не только готовы выступить с замечательной концертной программой, но и приобщить вашего ребенка к прекрасному, доброму, вечному. Они готовы передать свои знания и опыт, создавать вокальные коллективы, учить обращаться со своим голосом, приобщать к музыкальной культуре, воспитывать, в конце концов.
Знакомьтесь: Галина Леонидовна Логачева-Беззубова – заведующая отделением вокального и хорового искусства Дворца творчества и спорта «Пионер», педагог по эстрадному и академическому вокалу, логопед, лауреат педагогических конкурсов «Искусство – детям» и «Сердце отдаю детям», награждена почетными грамотами, в том числе Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций и профсоюзов Российской Федерации, обладатель почетного звания «Ветеран труда».
Преемственность – великое дело
В одном из стихотворений известного духовного поэта иеромонаха Романа (Матюшина) есть такие слова: «Русь еще жива, Русь еще поет». О чем эти строки? Почему "еще поет"? Действительно, когда-то в России много пели, ее так и называли «Русь поющая». Пение было частью образа жизни русского человека, пел весь народ. Сохранилось немало исторических свидетельств этого удивительного факта. Вот что писал путешественник эпохи Екатерины II Уильям Кокс: «Проезжая по России, я был удивлен музыкальностью местных жителей и их любовью к пению... Ямщики пели от начала до конца перегона, солдаты пели на марше, жители сёл и деревень - за любой, даже самой трудной работой; из церквей доносились стройные гимны, и среди вечерней тишины я часто слышал, как в воздухе разносились звуки мелодий из окружавших деревень».
В книге Сюзанны Масси «Земля Жар-птицы» мы читаем: «Путешественники единодушно рассказывали не только о том, как много, но и как замечательно пели русские. Страна, казалось, была наполнена мелодиями. В России пели, когда ехали на лошадях, гребли на лодках, продавали товары на улицах, работали в поле или просто отдыхали».
Что же сегодня? Народ в своей массе перестал петь. Процесс этот шел, конечно, постепенно. Масштаб трагических событий двадцатого века был настолько огромен, что после пережитых потрясений, которые коснулись почти каждой семьи в стране, трудно было сохранить эту удивительную певческую традицию. Репрессии и миллионные потери населения в войнах мощным катком прошлись по поющей Руси.
Признаться, за двадцать лет проживания в своей квартире (звукопроницаемость в наших многоэтажных домах известна всем) я ни разу не слышала живого певческого голоса. Чаще звучат семейные скандалы, крики или смех, работающий телевизор, кто-то в интернете сидит и слушает музыку или запись телепередачи – еще одно средство общения и культурного времяпрепровождения современного человека. «Русь поющая» уже давно нашла себе пристанище в домах творчества, музыкальных образовательных учреждения, театрах, дворцах культуры, концертных залах. Вокальные ансамбли, хоровые коллективы стали узко профессиональными группами. Но и за это, за то, что они все-таки есть, как говорится, слава Богу! Русь еще жива…
Замечательно, что в нашем обществе есть люди, готовые передать свои знания и опыт, создавать вокальные коллективы, учить обращаться со своим голосом, приобщать к музыкальной культуре, воспитывать, в конце концов. Ведь в вокальной сфере тоже свои законы и правила, своя система и методики. Певческому искусству надо учиться!
В этом плане Тюмени очень повезло. Знакомство с Галиной Леонидовной Логачевой-Беззубовой для каждого желающего петь можно считать большой удачей. Галину Леонидовну и ее знаменитый детский ансамбль «Музыкальный трамплин» многие знают, во всяком случае, те тюменцы, кто интересуется музыкальной жизнью города. Логачева-Беззубова – заведующая отделением вокального и хорового искусства Дворца творчества и спорта «Пионер», педагог по эстрадному и академическому вокалу, логопед, лауреат педагогических конкурсов «Искусство – детям» и «Сердце отдаю детям», награждена почетными грамотами, в том числе Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций и профсоюзов Российской Федерации, обладатель почетного звания «Ветеран труда».
Регалий и заслуг у Галины Леонидовны предостаточно. Главное все-таки в другом. Она – педагог по призванию, человек, вкладывающий душу в свою профессию без остатка, мастер своего дела, умеющая учить вокальному искусству, раскрывать таланты, щедро делиться знаниями. Знакомясь с ее биографией, не очень удивляешься, почему именно так сложилась жизнь и профессиональная карьера этого удивительного человека.
Ее отец Леонид Федорович Беззубов – основатель и руководитель первого в Тюмени и области оркестра русских народных инструментов. Сегодня этот творческий коллектив успешно выступает на концертных площадках Тюменской области и других регионов страны. Оркестр носит имя Л.Ф. Беззубова. Мама Лилия Игнатьевна – пианистка, работала концертмейстером и преподавателем по классу фортепиано в училище искусств.
– Судьба моя в какой-то степени была предопределена свыше, – говорит Галина Леонидовна. – Я росла в музыкальной среде, музыка постоянно звучала и у нас дома, и у родителей на работе. Все мои первые детские рисунки – это дирижирующий папа на сцене и мама за роялем. Большая часть моего детства и юности связана с репетициями, концертами и гастролями. К тому же дома у нас проходили жаркие споры о том, как исполнять то или иное произведение. Всегда было много друзей – музыкантов, певцов, среди них – Людмила Лядова, Юрий Гуляев.
Потом все пошло по известной схеме – учеба в музыкальной школе, затем – в училище искусств, где Галя Беззубова попала в класс педагога Шапиро Евсея Натановича, сыгравшего большую роль в ее профессиональном становлении. Если бы не знакомство с этим замечательным музыкантом, которого Галина Леонидовна называет Учителем с большой буквы, то, скорее всего, она стала бы пианисткой.
Другого своего учителя Василия Васильевича Яременко – преподавателя института культуры города Челябинска она тоже вспоминает с особой благодарностью и теплотой, называет его человеком потрясающей души.
Все-таки преемственность – великое дело: сначала родители, потом достойные учителя передают тебе мастерство. Суметь сохранить полученные знания, затем передать их следующему поколению, при этом совершенствовать методику, навыки работы – такие специалисты, на мой взгляд, особенны, ценны, их надо беречь, как зеницу ока.
После окончания вуза Г.Л. Беззубова вернулась в Тюмень, преподавала в училище искусств на дирижерско-хоровом отделении по классу "хоровое дирижирование", во Дворце культуры «Строитель» работала с певцами любительского хора.
Обучать музыке надо всех
– Вам больше нравится учить петь или дирижирование?
– Я была увлечена дирижированием. При этом очень нравится педагогика. В этой области много неожиданного, интересного. Но после окончания училища, благодаря педагогам института и работе в Челябинском оперном театре, увлеклась вокалом настолько, что постепенно интерес к вокальной сфере стал преобладать. Я преподаватель именно по постановке голоса, не только певческого, но и речевого. У меня своя методика, которая была отработана за многие годы работы и сейчас приобрела определенные свойства. В педагогической работе на меня сильно повлияла Елена Васильевна Образцова. Ее творческая школа до сих пор существует, и педагоги там могут обучаться. В свое время у меня была возможность личного общения с ней, благодаря чему произошли изменения в моей системе обучения вокалу.
В основном я занимаюсь с детьми. Вокальный ансамбль «Музыкальный ТРаМПЛиН» был создан в 1997 году.
– По какому принципу Вы отбираете детей?
– Принципа никакого нет. Определяющим является горячее желание ребенка заниматься пением в первую очередь и желание родителей, пока ребенок маленький. Прослушивание в коллективе мы проводим в течение всего учебного года. Возраст наших воспитанников от 3-х до 18 лет.
Сначала мы существовали на базе музыкальной школы. Изначально это был детский хор «Серебристый ручеек». Позже мы стали заниматься не только классическим жанром, но и эстрадой, в хорошем понимании этого слова. Эстрадные песни необходимо было петь уже несколько на другом уровне, работать с микрофонами, знакомить детей со звукотехникой, ведь мир музыки сейчас таков, что без этого уже никак не обойтись.
Вообще слово ТРаМПЛиН – это аббревиатура. Если написать его вертикально и по буквам расшифровать, то получится:"Театр Радости Музыки Песни Любви и Надежды". Поэтому мы вводим моменты театрализации в каждую песню, над каждым словом, эмоциями, движениями работаем очень скрупулезно. Программа разработана годами и дает возможность развивать артиста-вокалиста в двух направлениях – классический и эстрадный вокал.
– А сами Вы что больше любите?
– Конечно, классический вокал. Я воспитана на классике, дома у нас постоянно звучала классическая музыка, я всегда жила в этих звуках. Когда меня спрашивают, что ты любишь, говорю, что люблю все. Потому что с детства знала и Рахманинова, и Скрябина, и Чайковского. Классика – это другой мир, другие мысли, другая вселенная, более богатая и глубокая по своим смыслам, чувствам, музыкальной палитре, ощущениям, глубине восприятия.
Вообще считаю, что обучать музыке желательно всех. Потому что музыка – это такой же язык знаков, как математика, физика, химия. Такая же логика, как в той же геометрии, такое же планетарное понимание, как, скажем, в философии, литературе, истории. Музыкой нужно и должно заниматься любому ребенку, даже если он увлечен математикой, физикой, информатикой. Какую в будущем специальность себе он выберет – это его личное дело, но обучение игре на музыкальном инструменте или обучение вокалу будет идти ему только на пользу и помогать в его учебе, а потом – в работе. Музыка воспитывает душу, облагораживает ее, приобщает к духовности, развивает эстетическое чувство. Поэтому, я считаю, развивать в музыкальном плане надо всех детей.
– Наверное, немало зависит и от вкуса человека, кому-то нравится больше, например, народная музыка, а кому-то джаз.
– Музыкальных направлений много. Нельзя сказать, что надо заниматься исключительно классикой. Многие музыканты в своем творчестве используют разные жанры. Взять хотя бы Дениса Мацуева. Он классический пианист, но при этом прекрасно играет джаз.
– Вообще музыку я слушаю не как обычный меломан. Я получаю истинное наслаждение от того, что могу проследить звуковедение, передачу мелодической линии от одного инструмента к другому, тембры инструментов, гармонию и так далее. Поэтому очень люблю слушать симфонические оркестры и, конечно, вокальную музыку. Но опять же вокал слушаю с позиции профессионала. По привычке начинаю разбор – а как это дышится, а как это говорится, какова чистота интонации. Что же касается стиля – пусть каждый выбирает то, что ему больше нравится. У нас есть дети, которые хотят петь только классику, им неинтересна эстрада, и мы их поддерживаем в этом желании.
О логопедии и талантах
– Галина Леонидовна, считается, что пение очень полезно для здоровья. Каково Ваше мнение, так ли это?
– Это, безусловно, так. Пение показано всем имеющим проблемы с дыхательно-легочной системой, тем, у кого астма, хронический бронхит. Пение полезно детям, которые имеют логопедические диагнозы или проблемы психологического характера, например, общения.
Занятия пением в таких случаях прекрасно работает, что я вижу из своего профессионального опыта. По второму высшему образованию я логопед, начала этим заниматься в силу жизненной необходимости, так как увидела, что ко мне каждый год идут дети, которые все хуже и хуже говорят. Приходят дети и с поведенческими проблемами. Бывало и так, что отправляешь ребенка к логопеду, а он к тебе не возвращается. Пришлось заниматься логопедией всерьез и самостоятельно, исправлять речь. Результат ощутим: наш детский коллектив поет чисто, ясно и понятно, поет на любой площадке города, будь то храм или филармонический концерт. Коллектив выступает на правительственных мероприятиях, международных конкурсах. Все отмечают, что у наших певцов хорошая дикция.
– Насколько талантливы тюменские дети?
– В Тюмени есть очень талантливые дети и их много. Мы занимаемся с детьми в рамках федеральной программы «Одаренные дети». Среди них есть лауреаты международных конкурсов. Я считаю: наша Тюмень – поющая! Мой ученик Михаил Шепеленко окончил консерваторию, затем прошел стажировку в Италии, потом учился в Королевской академии музыки в Англии. Сейчас он солист в оркестре русских народных инструментов имени Леонида Беззубова, прекрасный тенор.
Другой мой ученик Алексей Романов поет в эстрадном жанре, хотя в начале его творческого пути мы с ним пели классические произведения. Он очень организованный молодой человек в плане музыкальности и общей культуры, имеет три высших образования, участвовал в проекте «Голос».
Ученица Елизавета Брагина, сейчас ей 13 лет, в прошлом году заняла 1 место на международном конкурсе в Вене. Тогда представители 28 стран боролись за призовые места. Выпускники ансамбля продолжают обучение в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, а также консерваториях Италии.
Конечно, мне одной было бы очень трудно вырастить такой большой состав артистов. Уже несколько лет мне помогает Татьяна Шурлыгина – молодой композитор, хормейстер, моя помощница во всех делах.
– Как часто вы выступаете?
– Каждую неделю что-то происходит. Недавно мы спели три концерта в католическом храме. Нас пригласила на свой проект Мария Блажевич, лауреат международных конкурсов органистов. Мы с ней сотрудничаем уже пять лет, поем в органном зале филармонии, в детских абонементах, поем классику. Но в то же самое время нас приглашают на многие значимые события в городе. Недавно наши артисты выступили на открытии детского технопарка «Кванториум».
– Как часто меняется ваш репертуар?
– Есть репертуарная основа. Стараемся знакомить детей и с Моцартом, Бахом, Гайдном, Чайковским и Мусоргским. Новый репертуар мы тоже осваиваем. Поем блоками. Военно-патриотический блок, русский народный блок, классический, эстрадный. Несмотря на возрастную разницу детей, наш ансамбль «Музыкальный ТРаМПЛиН» – единый сплоченный коллектив. Наш дом – это Дворец творчества и спорта «Пионер» с большой сценой, роялем и главное – с замечательным творческим коллективом.
Хоровое пение – основа безопасности страны
– Как Вы считаете, можно говорить о возрождении хоровой культуры в России?
– Необходимость возрождения хорового искусства в России неоднократно отмечали многие деятели культуры и искусства. Старт в этом направлении дали в 2013 году, когда прошел учредительный съезд Всероссийского хорового общества. Его возглавил художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Что значит возрождение хоровой культуры? Значит вернуться к своим корням и вспомнить о национальной идентичности, приобщить к хоровому пению широкие слои населения страны. Сводный Детский хор России уже существует. Этот масштабный проект оказался возможным благодаря личной поддержке Президента. Идея создания сводного хорового коллектива с участием детей со всех концов нашей страны была поддержана федеральными и региональными органами власти, руководителями ведущих хоровых коллективов. Отбор в большой детский хор проходит на конкурсной основе. Тюменские поющие дети тоже прошли отборочный тур и сейчас ежегодно участвуют в концертах. С 2014 года воспитанники вокального ансамбля "Музыкальный ТРаМПЛиН" – участники сводного хора Тюмени.
– Есть интересное высказывание председателя комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павла Пожигайло: "Я считаю, что хоровое пение в стране – это основа ее безопасности, и если бы я сейчас разрабатывал доктрину национальной безопасности России, то одним из первых пунктов было бы возрождение хорового пения во всех средах – в армии, системе МВД, в школах, на заводах".
– Безусловно, это так. Хоровая музыка обладает большой созидательной и объединяющей силой, и, что очень важно, воспитывает патриотические чувства, любовь к Родине. Именно песня воодушевляла на фронте людей. «Вставай, страна огромная!» пела вся страна, песня поднимала боевой дух, давала веру в победу, вселяла в наших солдат силу, мужество. Когда поет вся страна, то она непобедима. Я считаю, что хоровое искусство надо возрождать, нужно всячески помогать хоровым коллективам, но при этом внимательно смотреть, какой репертуар исполнять. Он должен быть качественным. К сожалению, бывает и так, что не все руководители относятся к этому с должным вниманием.
– Качественный репертуар – это какой?
– Считаю что репертуар должен знакомить детей с классикой всех направлений. Необязательно петь только Чайковского или Глинку и Свиридова, которых я очень люблю. Дети должны понимать, что есть прекрасная зарубежная музыка, что наряду с Рахманиновым, Римским-Корсаковым есть Моцарт, Бах, музыка барокко, народная музыка. Есть замечательные песни советских и современных российских композиторов. Мы поем о семье, детстве, мире, дружбе, о Родине, доброте, о маме, папе. Очень тщательно отбираем репертуар.
Речь не идет о том, что все дети станут вокалистами. Мы говорим о воспитании культуры как таковой. Надо добиваться того, чтобы ребенок пошел не на рок-группу, а в филармонию, на концерт известного пианиста или вокалиста, на симфонический или хоровой концерт. Сейчас в нашей филармонии набирает силы замечательная хоровая капелла, у которой богатый репертуар. Детям нужно слушать то, что работает на воспитание души, а желание некоторых родителей переложить воспитание детей на телевизионные каналы даст только негативные результаты.
Любой родитель должен осознанно, с пониманием подходить к воспитанию общей культуры своего ребенка. Конечно, нажать кнопку телевизора или компьютера гораздо проще, чем пойти в концертный зал. Я считаю, что родители все-таки должны водить своих детей в концертные залы. Когда слушаешь произведение в записи, слышишь мертвый звук. В техническом звучании нет должного воздействия музыки, нет тех тонких флюидов, от которых рождаются чувства и неповторимые ощущения, невозможно получение катарсиса, сопереживания высшей гармонии. В зале совсем другой, живой звук. Работает физика, акустика зала. В концертном зале музыка оказывает реальное воздействие на человека. Благотворное.
Заниматься пением – значит жить любовью в душе. В советские времена звучала такая замечательная фраза из произведения Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь… прожить жизнь надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Наверное, это самое важное. Надо понимать ценность жизни. Каждая прожитая минута – большое счастье, и ее нужно наполнять любовью, светом, творчеством. Надо стремится передавать другим то хорошее, что есть, наверное, в каждом из нас.
И при этом всегда помнить, что ты – передаточное звено для нового поколения. Я всегда говорю своим вокалистам: если тебе Бог дал талант, то его надо обязательно отдать, потому что, если ты его не отдаешь, он отнимется у тебя свыше. Если дар не востребован, следовательно, он не нужен. Поэтому мы поем везде, где поется, где нам позволяют. Чтобы душа раскрывалась, она должна петь. И только так можно жить в этом сложном мире.
Татьяна Симонова
Справка
Вокальный ансамбль «Музыкальный ТРаМПЛиН» разделен на возрастные группы:
• «Карапузы» – 3-4 года;
• «Шалунишки» – 5-6 лет;
• «Звездный день» - 6 лет;
• «Радуга» - 7-8 лет
• «Апрель» – 8-9 лет;
• "Подснежник"- 12-14 лет;
• «Вместе» 14-18 лет;
• «Vivat TRaMPLiN», ансамбль мальчиков – 9-18 лет;
• классик-хор «Серебристый ручеек» – группы от 9 до 18 лет;
• классик-хор «Серебристый ручеек», подготовительная группа – группы 3-8 лет.