О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Доклад на тему: Проблемы родителей и детей при дистанционной форме обучения

17.01.2021

Публикуем доклад Татьяны Николаевой, члена Общественного движения «Родители Тюменской области». Доклад был прочитан 26 декабря на круглом столе, посвященном проблемам дистанционного обучения и внедрения цифровой образовательной среды в Тюменской области.

…Я мама двоих подростков 7 и 9 класса. Благодарю всех вас за присутствие и неравнодушие к данной проблеме. Также благодарим Нину Александровну Останину, за особое отношение к родителям и детям Тюменской области и личное присутствие на нашем круглом столе.

Хочу озвучить проблемы, с которыми сталкиваются ученики и родители на Дистанционном обучении, а так же выстроить цепочку происходящего и задать главные вопросы, интересующие родителей и детей. Сразу поясню о том, как назвали дистанционное обучение в ответе на наше письмо Школа, Администрация Тюменского муниципального района и Дума Тюменского муниципального района, цитирую: «МАОУ Московская СОШ осуществляет реализацию образовательных программ в очной форме обучения с применением электронного обучения и дистанционных технологий», сославшись на ФЗ 273 «Об образовании».

На данный момент дети Тюменской области с 6 по 10 классы не могут получить очное образование при непосредственном нахождении в школе. Они занимаются дома при помощи планшетов, телефонов и компьютеров. Если уроки проводятся онлайн, дети не подконтрольны ни родителю, если они на работе, ни учителю. Хочу заметить, во время обучения в стенах школ проходят, возможно, незаметные, но очень важные процессы обучения. Учителя способны по взгляду ребенка многое понять: настроение ребенка, заинтересованность в предмете, понимает ли он сказанное, включен ли он в процесс. Если ребенок не работает в тетради, учитель отслеживает этот процесс и может повлиять на сосредоточенность ребенка, как-то помочь ему, попросить остаться после урока и объяснить снова непонятое.

Вспомните любую ситуацию, когда вы что-то не умеете. Например: водить автомобиль или вязать, как бы вы учились это делать по инструкции в методичке или по объяснениям по телефону? Наверное, этот процесс сразу выглядит затруднительным. Так и для ребенка, что-то новое выглядит так же. Вы, наверное, понимаете какую важность имеет учитель, когда он находится рядом с ребенком в момент обучения. Ребенок при обучении в непосредственном контакте с учителем получает объемную информацию в виде визуализации, информации на слух, а также в виде психологической поддержки учителя. Он не только легче погружается в предмет, но и тут же закрепляет знания.

А теперь вообразите или вспомните ситуацию, когда вам необходимо что-то достичь, но вы испытываете трудности, возможно, незнание или сопротивление в достижении цели. Например: заставить себя бегать по утрам, освоить программу, овладеть искусством или научиться ходить после операции. Многие замечали, что рядом с учителем, тренером или тем, кто прошел ваш путь и имеет полные знания, идти легче, решается и думается легче. Почему? Учитель в таком случае становится проводником в мир нового, профессионализм учителя помогает разбить все сопротивления, лень и незаинтересованность. Своего рода учитель передает увлеченность к предмету ученику. Такой процесс передачи знаний значительно снижается, если учитель находится на расстоянии, особенно когда связи с ним нет совсем. С чем и столкнулись наши дети, они оказались не готовы к таким условиям.

Я задала вопрос родителям в разных чатах, о том с какими трудностями они столкнулись, на что мне посыпались письма с разной болью родителей и детей. Я некоторые зачитаю, которые часто повторяются:

Надежда, мама семиклассницы.
«У нас проблемы:
1. Чрезмерная нагрузка на глаза, ухудшение зрения.
2. Отсутствие времени на отдых и прогулки. Дети полностью заняты учебным процессом возле телефона и компьютера.
3. Искривление позвоночника, из-за длительного сидения за уроками.
4. У меня сомнения в эффективности обучения, в знаниях и умениях, передаваемых дистанционно.
5. Если есть сложности в усвоении, трудно связаться с учителем, вовремя скорректировать работу.
6. Из-за чрезмерной учебной и компьютерной нагрузки-головные боли...»

Лариса, мама девятиклассницы.
«Сейчас главный вопрос у родителей 9-х, 11-х классов – это ОГЭ, ЕГЭ.Я даже не представляю, что и как они будут сдавать. Консультации по субботам этот вопрос не решают. Нанимать репетитора?».

Алена Быкова, мама семиклассника
«Не то что ДО не даёт развития, вообще что было, и что знал, уже забыл ребенок! Кровотечение и головные боли, упал в 5 утра в обморок, и после этого 2 дня болела голова. Я на работе, режим дня у ребёнка не могу контролировать, он весь день за гаджетом сидит…
«Да-да, погуляю» , - прихожу с работы в 8 вечера, ребёнок не гулял и так неделями время проходит, нужно менять обстановку, деятельность, чтобы развивались нейронные связи, а тут связи только разрушаются от бездеятельности или от однотипности!!!!».

Ольга Жбанкова, мама шестиклассника.
«Нет личного времени у ученика и тем более времени на отдых. Как начинаются конференции в 10 утра и заканчиваются в 6 вечера, а потом они сидят и до 12 ночи домашнее задание выполняют. А ещё, неудобно домашнее задание задают и вайбере, и в электронном дневнике и в зуме, потом трудно разобраться, что и где».

Елена Петаева, мама шестиклассницы.
Здравствуйте Татьяна! У нас дочь,11 лет, 6 класс:
- зрение ухудшилось до -6, в августе было -4;
- проблемы с осанкой, пришлось идти к остеопату, на массаж несколько раз
- нервный тик у ребёнка;
- не может воспринимать учителя с экрана, говорит, что это картинка, а не человек;
- временами плачет без причины;
- хочется общаться с подругами, но нет времени, так как с утра домашка, после обеда дистант;
- приходится объяснять темы, не всё понимает сразу;
- говорит, что на уроке можно спросить учителя, а на дистанте невозможно ничего спросить.

Евгения.
У нас в школе вообще очень интересно получается, дома сами ребенку темы объясняю, сама домашку проверяю и уже проверенную отправляю учителю. Вопрос: зачем учитель и за что он получает деньги??

Надежда, мама восьмиклассницы.
Нет стремления. Апатия к учебе полная.
«Не хочу делать, не буду ТАК учится. Хочу в школу», - говорит моя дочь
Материал не усваивается, это правда.

Расскажу свой пример в семье, с трудностями, с которыми столкнулись именно мы с Мужем и дети, помимо ухудшения физического и психического здоровья. Сначала хочу выразить благодарность классным руководителям моих детей и учителям, которые старались в данной ситуации помочь преодолеть трудности в обучении детям, где-то идти навстречу. Но этого недостаточно, и я лично остаюсь непрерывно обеспокоенной образованием в России. В нашей школе в ноябре обучение детей перевели на платформу тимс. Пришлось позволить этому быть. Теперь в телефоне у ребенка оказалось все: и учеба, и общение, и игры. Когда ребенок в телефоне, стало непонятно, занимается он учебой или нет. Ребенок оказывается перед выбором сидеть слушать скучный урок или развлечь себя ресурсами интернета, ведь для этого созданы все условия. Без навыков самодисциплины выбор очевиден.

Появилась возможность прогуливать предметы, подключиться, чтобы зафиксировать присутствие, а самому заниматься, чем захочется. При таком раскладе сложно выявить проблему плохих оценок. Учитель и родитель думают, что ребенок на уроке был. По предметам образовались пробелы, а в некоторых – откровенная запущенность. Ребенок может смотреть уроки лежа на кровати, не записывать в тетради, или вообще перестать их вести, сдавать ДЗ на листочках. Весь контроль в таком случае ложится на плечи родителя. А как его контролировать, если родитель работает?

Минимизации нахождения ребенка с гаджетом стала невозможной! Если вся учеба в телефоне или компьютере, то когда он, естественно, захочет с помощью телефона или компьютера пообщаться с друзьями, посмотреть фильм или познавательный для него ролик – это однозначно произойдет во вред здоровью. Ребенок стоит перед выбором жить своей подростковой жизнью во вред здоровью или ограничить себя в телефоне. Почему образование должно запускать такие процессы в ребенке?

Раздробленность в заданиях, присутствие на уроках от 50 до 100 человек, выдача материала без обратной связи, все это сводит к нулю усвоение пройденного и невозможности закрепить материал по предмету.

Подведем итоги.
Список выросших проблем поражает здравый смысл:
1. Компьютерная зависимость.
2.Апатия к предметам.
3. Отсутствие мотивации.
4. Отсутствие взрослого, который воспитывает самоорганизацию.
5. Неумение учителей работать в онлайн режиме.
6. Увеличенная нагрузка на психику и здоровье ребенка.
7. Отсутствие физкультуры, вместо физической активности – рефераты.
8. Большой объем материала для самостоятельного изучения.
9. Отсутствие способов закрепления пройденного материала и теории, качественной практики
10.Отсутствие консультаций и разборов ошибок.
11.Несвоевременность выставления оценок.
12.Малое кол-во уроков и формальное отношение к неосновным предметам.
13. Грубые ошибки в задаваемых в д/з тестах и проверочных.
14.Снижение уровня социализации подростков, их реальных. коммуникативных навыков
И этот список растет…

Если большинство родителей понимают бесполезность и опасность дистанционного образования, при котором ребенок остается один на один дома с гаджетом, хорошо бы задать вопрос о субсидировании родителей, которые уже взяли на себя ответственность за образовательный процесс вместо школ и учителей. Они полностью включились в этот процесс. Родители сами по многим предметам изучают программу и выполняют работу учителя, помогают ребенку взрослеть и обеспечивают условия для развития гармоничной и самодостаточной личности.

Такие родители могли бы использовать гарантированные законом об образовании выделения из фондов по образованию на воспитательную и образовательную деятельность, а также на технические нужды. Ведь ребёнок в это время не пользуется оборудованием школы, не пользуются водой и канализацией, школа не тратит деньги на освещение классов, технические средства не потребляют электроэнергию. Все эти расходы ложатся на плечи родителей.

Похожее образование уже практикуется, дети дома занимаются, но только с родителем и без гаджета, онлайн встреч и онлайн тестов, это Семейное образование. Раз уж у нас образовательные учреждения не могут принять в школы детей, пока длится эта временная мера - режим повышенной готовности, родители задаются вопросом о получении компенсации государством за образовательную деятельность своего ребенка.

Спасибо за внимание.


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Ирина Медведева: Психологические аспекты «дистанта» — это катастрофа
Психологические аспекты «дистанта» — это катастрофа