О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Детской душе – особое внимание

30.05.2017 Тэги: педагогика  

«Ибо воистину — мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить», 
Иван Ильин

Возраст до 5-6 лет является базовым и определяющим в формировании будущей личности человека. Этот возрастной период признан специалистами сенситивным для духовно-нравственного воспитания ребенка, душа которого особо восприимчива, чутка, открыта, доверчива и подражательна. Не зря возраст до 5-6 лет Иван Ильин определяет как нежнейшую эпоху жизни ребенка. Приведу довольно большую цитату из его знаменитого программного произведения «Путь духовного обновления», но она, на мой взгляд, в полной мере объясняет почему надо особенно стремиться оберегать маленького ребенка от всего дурного и всевозможных душевных травм:

«В этот период жизни впечатлениям открыта последняя глубина души; она вся всему доступна и не защищена никакой защитной броней; все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить ребенку или, как говорит народ, испортить ребенка. И действительно, все вредное, дурное, злобное, потрясающее или мучительное, что ребенок воспринимает в этот первый, роковой период своей жизни, — все причиняет ему душевную рану (“травму”), последствия которой он потом влачит в себе через всю жизнь то в виде нервного подергивания, то в виде истерических припадков, то в виде уродливой склонности, извращения или прямой болезни. И обратно, все то светлое, духовное и любовное, что детская душа получает в эту первую эпоху, приносит потом, в течение всей жизни, обильный плод».

Иммунитет ко злу, ко всему негативному закладывается в раннем детстве. От окружения этого маленького ангелоподобного существа, от того, что попадает в поле зрения его внимания, какие слышит он звуки, какую речь и музыку, во многом зависит в каком направлении будут развиваться его духовные , нравственные, эстетические качества, каким будет его психическое здоровье. «…до пяти-шести лет, то есть до самого “вытесняющего” перелома в детской душе, ребенка нужно душевно беречь, как нежный цветок…», пишет Иван Ильин. Не зря период младшего дошкольного возраста иногда называют периодом накопления добра, наиболее оптимального периода для построения фундамента личности человека.

Наша отечественная педагогика в лице К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, или того же знаменитого философа И.А. Ильина, который немало внимания в своих трудах уделял вопросам воспитания и образования, оставила нам богатейший материал о том, как оградить детей от дурного влияния, как вырастить доброго, отзывчивого, совестливого человека, патриота и гражданина своей страны. Их рекомендации бесценны и актуальны на все времена, поэтому нам, педагогам, психологам, родителям, нужно использовать эти знания в своей практической деятельности и непременно распространять их и пропагандировать.

Но… позволю себе сказать: я не вижу большого стремления среди педагогического сообщества изучать корифеев отечественной педагогической мысли. Ко всему прочему, и это, может быть, самое главное: мы живем в эпоху информационного взрыва и информационной войны. Семья перестала быть замкнутым пространством, защищающим и оберегающим своих детей от дурного влияния, от негативного воздействия информационной среды. Семья сегодня открыта, я бы даже сказала, беспомощна перед угрозами и агрессий неконтролируемых информационных потоков как никогда в истории человечества. Глобальное построение электронного, цифрового, виртуального царства ставит практически любого ребенка в зону риска. Негативная информация, опасная для психики юного поколения, льется непрерывным потоком почти в каждый дом. В первую очередь через телевидение и интернет, адепты которых почти в совершенстве овладели технологиями манипулятивного воздействия на свою целевую аудиторию, в том числе и детскую. Большинство людей сегодня вряд ли способно отказаться от просмотра приятных для времяпровождения передач или фильмов, от просмотра любимых сайтов. Какие слова, музыку, ритмы, интонацию слышат в это время их дети, даже если они еще несмышленыши? Разумеется, они слышат и видят не то, что способствует накоплению добра в душе.

Привожу наблюдение практикующего психолога, который регулярно проводит беседы с молодыми родителями:

«Сегодня дети все чаще бывают оторваны от живого, теплого общения с мамой и папой, от доверительных разговоров,  «обнимашек», совместного времяпровождения. Общение с ребенком заменяют телефонные разговоры, смски, смартфоны, компьютеры. Родители сидят в социальных сетях сами по себе. И дети тоже «вконтактах» сами по себе. Вроде все дома находятся, но очень далеко друг от друга».

Да, дошкольник еще не дорос до соцсетей –  до поры до времени. Но он все равно все видит, все слышит, запоминает. Дети наблюдательны и подражательны.

Сегодня мы оказались в некотором роде в информационной ловушке, из которой трудно выбраться одними своими силами, тем более если человек не осознает опасности с чем имеет дело. Особенно это касается молодых родителей, которые уже сами выросли в реалиях электронного мира, естественного и привычного для них, где они себя чувствуют почти как рыба в воде.

Тем не менее возможности противоядия все-таки есть: они имеются в арсенале тех граждан, которые обладают здравомыслием, соответствующими знаниями и способностью чутко улавливать угрозу со стороны любого информационного продукта, даже если он имеет красивую и привлекательную упаковку, наподобие вокального телевизионного шоу «Голос. Дети».

Впрочем, речь идет не только о возможностях, но и о реальных действиях людей. Например, создание всероссийских родительских общественных движений (РВС, АРКС) и общественных организаций, типа областных или городских родительских комитетов. В рамках этих структур должны работать (уже работают в ряде регионов) экспертные комиссии, медиаэксперты, отслеживающие любые информационные продукты, которые предназначены и для детей (игрушки, мультфильмы, книжки и т.д.), и для взрослого населения. Огромный опыт такой работы имеется в Амурской области, где экспертными комиссиями предпринимаются конкретные меры для противодействия негативной информации, способной нанести вред психическому здоровью и развитию детей и подростков. .

Тюменский областной родительский комитет также активно трудиться в данном направлении. Например, родители-активисты только за один год отправили десятки заявлений в надзорные службы с требованием проверить или запретить рекламные плакаты и «детскую» литературу, способную навредить нравственному, психическому и физическому здоровью ребенка. На счету Тюменского родительского комитета немало и других инициатив, направленных на создание чистой информационно среды для детей и подростков.(ссылка

Далее, необходима активная просветительская работа среди молодежи, популяризирующая традиционные семейные ценности. Такую деятельность осуществляет Тюменский ЦЗМ «Покров», специалисты которого читают лекции по семейной тематике старшеклассникам и студентам учебных заведений (ссылка).  Как показывает практика, молодому поколению очень интересна тема семейных отношений. Подобной информации не дают в современных учебных заведениях страны, несмотря на ее востребованность и актуальность для каждого молодого человека, вступающего во взрослую жизнь.

Но более всего надо обратить внимание на малышей, которые очень податливы авторитету взрослых. С этого я начала свою статью. Пока ребенок маленький, родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы заложить в нем фундамент для выработки иммунитета к негативной информации, с которой он неизбежно столкнется в жизни.

Такие возможности в нашем государстве есть. Уже более 20 лет дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Благодаря вариативности образования разработано немало интересных обучающих и развивающих программ, которые активно распространяются по всей территории страны. Среди них особое место занимает воспитательная программа «Социокультурные истоки», вызывающая большую симпатию и  одобрение в среде педагогического и родительского сообществ.

Основная цель программы – приобщение детей с 2, 5 лет и более, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества и формирование на их базе стержневой основы личности. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Социокультурные истоки» не имеет аналогов в современном образовании. Подробнее о методике программы можно прочитать здесь (ссылка

Сегодня программа «Истоки» реализуется более чем в 59 регионах Российской Федерации  – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Везде она работает по-разному. Где-то очень активно и массово, как, например, в Сургуте, где большинство школ и более сорока дошкольных учреждений вовлечены в работу по «Истокам».  В Ханты-Мансийском автономном  округе – Югре «Истоки» также реализуются в Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Югорске, Белоярском районе и других областях страны.

Но не все так благополучно. У этой программы есть немало противников. Разумеется, это представители либеральных кругов, которые всеми силами стараются дискредитировать данный метод образования и воспитания маленьких детей. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать технологии по противодействию вредоносного влияния информационной среды на детей, а также добиваться изменения в законодательстве, которое бы ввело более жесткие ограничения в использовании информационного продукта, поступающего на детский рынок. Сегодня реалии таковы, что от родителей и педагогов требуется гораздо больше сил, заботы, внимания к своим детям, чем в прежние времена.

В заключение еще раз обращаюсь к Ивану Ильину. Находясь в эмиграции, он писал свои произведения для будущих поколений, для нас: «Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь».

Если бы у нас действительно был верно решен вопрос национального воспитания, то бороться с информационными угрозами современного мира, было бы гораздо успешнее и проще.

Татьяна Николаева 
г.Тюмень


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея