О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Чем привлекателен курс «Истоки»?

11.06.2016

Есть в нашей стране люди, которые думают о воспитании патриотов своей Родины, о нравственном и духовном возрождении России и делают в этом направлении решительные шаги. В годы перестройки вопросы духовно-нравственного воспитания нивелировались, «вымылись» из наших школ и детских садов. Государство, исправляя допущенные тогда ошибки, в 2013 -14 годах создало новый закон – Федеральные общеобразовательные стандарты. И одной из девяти стратегических задач стандартов стала задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе системы духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В системе дошкольного образования данная задача с успехом может быть решена во второй части основной образовательной Программы детского сада. Под нее сейчас в соответствии с Законом отводится до 40 процентов образовательного времени.

На решение обозначенной проблемы и ориентирована Национальная социокультурная образовательная программа «Истоки», актуальность которого не вызывает сомнения и подтверждается не только на уровне принятия нормативных документов, различных программ, но и самой жизнью. Программа «Истоки» для дошкольного образования разработан как для полного школьного курса, так и для дошкольников. Авторами программы являются И.А.Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, главный редактор Издательского дома "Истоки" и А. В. Камкин, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, профессор Вологодского государственного университета.

Принятые стандарты дошкольного образования концептуально основываются на культурно-исторической теории развития психики Льва Семеновича Выготского. Его теория была разработана в 30-е годы ХХ века и полностью не реализована. А идея программы Социокультурные «Истоки» родилась в середине 80-х годов у творческой группы единомышленников под руководством Кузьмина Игоря Алексеевича на территории Кирилло-Белозерском монастыре на Вологодчине более 25-ти лет назад. В основе программы – методология социокультурного системного подхода к «Истокам» в образовании профессора Кузьмина И.А., появление которой предварила культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Программа развития социокультурного пространства России была разработана и рассчитана на 50 лет, до 2036 года.

Первый истоковский урок был проведен в Надеевской основной школе Вологодского муниципального района Вологодской области 22 мая 1995 года. В Вологодской области накоплен богатый опыт духовно-нравственного воспитания детей. Программа «Истоки» реализуется в образовании как стержневая программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников и детей дошкольного возрастаю Этот опыт особенно важен, так как программа «Социокультурные истоки» полностью соответствует новым требованиям ФГОС, показывает пути и методы их реализации.

В этом году «Истоки» расширили свою географию и «пришли» в Тюмень. С 14 по 16 июня в Тюмени пройдет первый учебный практико-ориентированный семинар «Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании. Проводить его будет Абрамова Ольга Сергеевна, методист межрегионального учебного центра «Истоки», и методист-консультант издательского дома «Истоки» г. Москва. Педагог с 40-летним стажем, из них 37 лет в системе дошкольного образования города Вологды. Три последних года работает в Региональном центре, проводит учебные семинары по программе «Социокультурные Истоки» в системе дошкольного образования в различных регионах нашей страны.

Ольга Сергеевна обучилась программе «Истоки» в 90-х годах. До этого знакомилась с очень разными программами. Но не одна из них не зацепила ее так, чтобы можно было сказать: «Вот, это мое дело до конца моей жизни!» На обучение Истокам ходила девять месяцев, написала работу дипломную на тему Любимая сказка, радовалась, что так хорошо получается – и на защите выяснилось, что ушла из нравственного контекста в познавательный, как мы все любим делать: «познание ради познания». И только через восемь лет вернулась к Истокам – стала работать в детском саду, где велась разработка программы.

– Вот так и наступило мое «социокультурное время», – говорит она, – это выражение автора программы «Истоки» Игоря Алексеевича Кузьмина и означает оно время от первичного восприятия информации духовно-нравственного порядка до желания делать. Оно у каждого разное. «Истоки» для меня сейчас – это образ моей жизни. Я уже не могу иначе поступить или что-то сделать, даже когда меня никто не видит. Я стала более открыта, с одной стороны, а с другой - более терпима к другим людям. «Истоки» помогают мне понять других людей.

«Истоки» – это система, которая позволяет открыть то неизъяснимое, то глубоко нравственное и скрытое, что дал нам свыше.

Если в других программах можно продукт увидеть: ребенок нарисовал и видно, слепил и видно, сосчитал до десяти или прочитал стихотворение и результат виден, то здесь результат отдален. Ты просто сеешь, а пока это взойдет! Должны произойти изменения в ребенке, а их как увидеть? Должны произойти изменения в поведении ребенка, в отношении его к близким, к сверстникам, к родителям, к педагогу. Когда ты видишь, что при конфликте в группе ребенок не начинает размахивать кулаками, а разговаривает языком, пытается разрешить конфликт, начинает просить прощения – вот где результат! Эти дети открыты, жизнерадостны, даже если ссорятся, то знают, как помириться, не затаивают и не копят злобу и агрессию.

Программа учит иной форме взаимодействия между людьми на уровне: ты человек и я человек. Не противопоставление - я учитель на подиуме, а вы напротив меня – обучаемые, а лицом к лицу, выслушивая мнение другого человека, пусть отличное от твоего. Идет разговор с детьми на серьезные философские темы практически на равных. Ребенок видит, что все его позитивное поведение, высказывания будет воспитателем замечено и приподнято: «Вот мы все вместе сегодня выросли еще на одну ступеньку».

Программа «Истоки» предполагает формирование на территории России целостного социокультурного пространства. И на этом пространстве должны возродиться те ценности и прерванные традиции, которые на сегодня забыты, но еще пока хранятся в нашей генетической памяти.

Программа при ее реализации меняет не только детей, но и преподавателей, даже в первую очередь преподавателей. Преподаватель, воспитатель детского сада пропускает через себя материал, который преподает, начинает сам задумываться о том важном, о чем может и не думал никогда. Программа направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России и включает в себя самое ценное, что можно дать ребенку в разном возрасте: в 3-4 года. Слово, Образ, Книга; в 4-5 лет. Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; в 5-6 лет. Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; в 6-7 лет. Традиции Слова, Образа, дела и праздника - на таких простых категориях открывается глубочайший содержательный смысл бытия. Вся информация дается на доступном уровне, на примере былин, сказок, сказов, чтобы опосредованно через их героев можно было с одной стороны увидеть, что ценного есть в этих героях, а с другой стороны применить это ценное для себя.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее, программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Программа на сегодняшний день реализуется в 59 регионах РФ, в том числе и в национальных округах. В Саха Якутия она уже несколько лет успешно работает, планируется перевод ее на якутский язык. С 2013 запущена в Чувашии. Массово используется программа в ХМАО-Югре как в дошкольных учреждениях, так и в некоторых школах.

Федеральный государственный стандарт общего образования разработан на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В которой написано: «Православное миропонимание, православная культурно-историческая традиция – сокровищница базовых ценностей, усвоение и принятие которых является содержанием процесса духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании». А президент России В.В.Путин сказал: «Русский народ является государствообразующим по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, всемирной отзывчивостью. По определению Ф.М. Достоевского – «скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар», скреплять в такой тип государства – цивилизации, где нет «нацменов», а принципы распознавания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.

Программа социокультурные «Истоки» рассчитана на то, чтобы восстановить прерванной духовной и нравственной традиции народа России. Пока только прерванной, но через десятилетие, если ничего не предпринимать, то это будет уже утраченной традицией, которую нельзя будет восстановить.

Ольга Сергеевна рассказала о колыбельной песне, которая как пласт культуры может уйти вообще.

– Мамы перестали петь, значит, в ребенке колыбельная уже не будет жить, нечего будет передавать следующему поколению. Казалось бы, какая ценность в колыбельной? В колыбельной песне сохраняется и передается ребенку все: любовь, забота, надежда, чаяние о том, каким мать хочет видеть ребенка, разговор о жизни такой, какая она есть:

Зыбаю я, зыбаю,
ушел отец за рыбою,
мать ушла пеленки мыть,
дедушка дрова рубить,
бабушка коров доить,
чтоб Ванюшку накормить.

Три поколения семьи, все работают, а сестра качает брата, тоже работает. Колыбельная – пуповина между матерью и ребенком, она поется на теплом выдохе, выдохе любви. Ритм и дыхание колыбельной песни совпадает с сердцебиением ребенка и мамы, приносит успокоение обоим. Есть даже статистика по заболеваемости детей, дети которым пели колыбельные, меньше болели.

Курс всё более расширяет географию своего распространения. Так к примеру в 2009 году в трех детских садах Сургута началась работа по программе «Истоки», на сегодняшний день уже 40 из 56 детских садов города работают по этой программе.

У педагогов дошкольного образования есть острая потребность в методической поддержке. Программа достаточно сложна в освоении, помощь педагогам крайне необходима, для того, чтобы не навредить и детям, и делу.

– А в мегаполисах программа мало востребована, – говорит Ольга Сергеевна, – да и это понятно, другие ценности, образ жизни другой. Так называемые «западные ценности» оккупировали наши города. Теперь цель жизни у многих современных молодых людей: «Потребляй!» «Бери от жизни все!», а однажды я видела такой лозунг: «Любишь кататься – люби и катайся». Не «саночки возить» – как символ обязательной оплаты за любое удовольствие. И этот мир победит, заполонит умы и сердца наших детей, если мы не будем делать то, о чем весь наш с вами разговор. Не такое мироустройство было на Руси, никогда не было такого - схватить себе. Честное купеческое слово было тверже стали. Верили друг другу на слово в миллионных сделках. Готовы были стреляться, если не могли слово сдержать. А сейчас разве так? Что нас ждет? Распад нации, распад народа?

Мы вообще погибнем, сгинем, если не займемся духовно-нравственным воспитанием своих детей. Если хотите: – вопросы духовно нравственного воспитания – это вопрос национальной безопасности России!

Семинар, который будет проводить в городе Тюмени Ольга Сергеевна Абрамова, стал возможен благодаря инициативе и финансовой помощи «Тюменского родительского комитета» при поддержке руководства департамента образования Администрации города Тюмени Воронцова В.В. и комитета по образованию Тюменского муниципального района Буториной О.В.. Приглашение на семинар распространено по всему Тюменскому региону.

Решающим фактором для организации и проведения обучающего семинара по программе «Социокультурные истоки» стало горячее желание нескольких руководителей детских садов, которые согласились использовать её для подготовки детей к школе. Речь идёт о директоре д.с №146 города Тюменни Торопыгиной Е.П и директоре д.с села Кулаково Тюменского муниципального района Ионине А.В..

Эмблема программы ИСТОКИ – Символом программы «Истоки» является радуга, перекинутая через всю нашу страну от Камчатки до Калининграда, говорит Ольга Сергеевна с оптимизмом. И, когда в Калининграде люди, работающие по Истокам, ложатся спать, на Камчатке«истоковцы» принимаются за свою работу.

по материалам,
Ирины ЗАХАРЧЕНКО.


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Выступление Генерозова А.А. на встрече по вопросам дистанционного образования 26-12-2020
Генерозов А.А. по вопросам дистанционного образования