О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Подросток не хочет учиться

03.02.2023

Подростковый возраст — время, когда ребенок пересматривает свое отношение ко всему. В том числе и к учебе: многие родители сталкиваются с тем, что подросток не хочет учиться. Какие особенности возраста и социальные факторы влияют на желание подростка получать знания и как взрослые могут помочь ребенку вернуть потерянный интерес к школьному образованию?

Почему подросток не хочет учиться

В охлаждении подростка к учебе, как правило, виноваты как внутренние процессы, происходящие в организме подростка, так и внешние обстоятельства.

Внутренние причины

1. Психофизиологическое созревание организма

Пубертат — время ускоренного физического развития и полового созревания. Это время «гормональной бури», когда организм едва справляется, чтобы одновременно обеспечивать и активный физический рост, и когнитивные процессы центральной нервной системы (мышление, память, речь, внимание).

2. Психоэмоциональное созревание

Меняется ведущая деятельность ребенка и его потребности. Это происходит на каждом этапе роста и развития: дела и занятия, которые были важными, уже освоены ребенком и теряют свою определяющую роль в развитии. Это проявляется в резкой смене всего: круга общения, авторитетов, интересов, стиля одежды, поведения. Например, еще недавно ребенок был настроен учиться, а авторитетами для него были родители, педагог или тренер. А теперь внимание подростка переключилось на общение с ровесниками; его интересуют темы, которые он уже не может (или не хочет) обсуждать со значимым взрослым, и он начинает считать, что его ровесники лучше разбираются в актуальных для него вопросах.

Внешние обстоятельства

1. Повышенная загруженность

Перегруженность образовательной, развивающей, спортивной и другими активностями, социальными обязательствами перед семьей (домашние дела, присмотр за младшими) и школой. Ритм жизни «на износ» может привести к физическому ослаблению организма (что будет проявляться в частых соматических заболеваниях) и к снижению мотивации и утрате творческой активности.

2. Отсутствие интереса к внешкольным занятиям

Если дополнительные занятия дошкольника или младшего школьника были ему неинтересны (их выбирали родители по принципу «лишь бы был занят»), то в подростковом возрасте это может стать не только причиной бунта и отказа посещать занятия, но и проблем с самостоятельностью, проявлением лидерских качеств и организаторских способностей. Не исключено, что родители к 13 годам обнаружат, что ребенок превратился в безынициативного и даже «ленивого» подростка, который целыми днями лежит на диване или сидит в телефоне. И ничего не хочет.

3. Невозможность приложить усилие и сохранить интерес

В семье, где все хотят «лучшего» для своего ребенка, нередка ситуация, когда ребенок только захочет чего-то — а за него уже это сделают (узнают, сходят, позвонят). Родители, которые так «живут за ребенка», лишают его возможности сказать: «я смог сделать это сам». А в подростковом возрасте такой ребенок, скорее всего, не сможет справиться с ситуацией, когда потребуется преодолеть себя и выполнить неинтересное, но необходимое задание или дело.

4. Отношения с учителями и одноклассниками

Подростку очень важно быть в коллективе. Даже при плохой успеваемости, но крепких дружеских отношениях в классе и уважительных отношениях с учителями подросток с радостью ходит в школу, где ему важно общаться и быть принятым.

Если на фоне хорошей успеваемости ребенок время от времени просит разрешения пропустить первый урок или учебный день — это не сигнал бить тревогу. Но если подросток «на ровном месте» резко меняет свое отношение к учебе и говорит, что в школу ходить не будет, — это серьезный повод для беспокойства.

Подростку трудно сохранять хорошую успеваемость, если он находится в постоянном состоянии стресса, когда эмоциональные и физические ресурсы организма тратятся на переживание конфликта.

5. Напряженная обстановка в семье

Не складываются отношения с родителями, ссоры родителей между собой, неблагополучие, потеря близкого человека — все это может стать причиной падения интереса к учебе.

6. Новые увлечения, интересы и первая любовь

Подростковый возраст — время непредсказуемого поведения, перепадов настроения, частой смены взглядов, отношений. Нередка ситуация, когда подросток может в один день «бросить все» ради новых убеждений или ценностей, которые тронули его разум и душу. Что бы ни увлекло подростка, этому делу он посвятит все свое время. У него не будет времени на уроки, но на увлечение — будет всегда.

Что делать, если подросток не хочет учиться. Советы психолога

Какова бы ни была причина снижения успеваемости или нежелания учиться, не поддавайтесь эмоциям и не теряйте веру в своего подростка.

Если вы сорвались на крик — это признак вашей слабости. Претензии и оскорбления могут разрушить ваши отношения с подростком, который и без того переживает по поводу того, кто он и что может в этой жизни. Потерять веру в подростка — это лишить его надежного тыла и опоры.

1. Проявите искренний интерес и внимание

Если у вас получится проявить искренний интерес и внимание в общении с подростком, он будет рад и благодарен вам. Это не дежурный обмен фразами «Как дела? — Нормально». Спросите, например, что нового у его друзей, не вышел ли новый трек его любимой группы, как дела на футболе (на хоре), когда ближайшая игра (концерт).

Удовлетворенная потребность ребенка в общении и принятие его вами (а значит, и миром взрослых) может стать основой для развития отношений на новом уровне, а не источником стресса и противостояния.

2. Оцените качество отношений в семье

Присмотритесь, как складываются ваши отношения с подростком в последнее время. Попробуйте посмотреть на поведение ребенка как бы со стороны (представьте, что вы учитель или друг семьи), а на себя — «с его колокольни». Вспомните себя в возрасте вашего ребенка. Возможно, это поможет вам лучше понять своего сына или дочь и поддержать доверительные отношения.

3. Попробуйте определить первопричину снижения учебной активности ребенка:

  • Обсудите его увлечения и интересы. Может быть, появилось что-то новое, что увлекло его настолько сильно, что стало не до учебы.
  • Поинтересуйтесь, как подросток справляется с имеющейся у него нагрузкой, как себя чувствует. Если дополнительных занятий очень много, возможно, он хотел бы освободиться от каких-то из них? А может быть у него «хвосты» по какому-то предмету и это давит на него?
  • Проследите за режимом. Помогите организовать день так, чтобы не страдала учеба и времени хватало бы на дополнительные занятия и на общение с друзьями. Может быть, причина в недосыпе? Четкий распорядок дня помогает подростку контролировать свою жизнь. Спонтанность же расслабляет и приводит к неорганизованности и хаосу.
  • Расставьте приоритеты. Проведите что-то вроде инвентаризации:

o

    • Составьте список школьных дел, дополнительных занятий, увлечений.
    • Оцените каждый пункт из списка по шкале «от 0 до 10» по показателям «интерес», «важность», «временные затраты».
    • Проанализируйте занятость ребенка и, возможно, вы найдете ответ, куда уходят все силы и как можно исправить ситуацию.
    • Научите подростка планированию. Составьте подробный план на учебную неделю, обсуждая, что ему нужно успевать делать. Или нарисуйте таблицу на большом листе А3 и вносите в нее все дела и обязанности ребенка.

4. Вместе с ребенком ищите пути выхода из ситуации

Если вы поняли, почему ребенок не хочет учиться, ответьте на вопрос: получится ли самостоятельно устранить эту причину? Если да — составьте антикризисный план и действуйте.

5. Обратитесь за помощью к специалистам

Если причина так и осталась непонятна или ваш подросток не идет на контакт, попробуйте проконсультироваться с педагогом или психологом.

Кстати, сейчас каждый родитель может получить бесплатную психологическую поддержку в непростой жизненной ситуации и проконсультироваться с профессионалами по вопросам воспитания, развития, образования и детско-родительских отношений.

Как это сделать?

  • Позвоните на горячую линию по телефону 8-800-444-22-32.
  • Обратитесь на портал растимдетей.рф.

А также:

  • Почитайте на растимдетей.рф полезные и интересные статьи о специфике подросткового периода и проблемах взаимодействия с взрослеющими детьми.
  • Посмотрите ток-шоу «Снова в школу?!», где герои выпусков — школьники, родители и эксперты — обсуждают проблемы образования, делятся опытом, высказывают сомнения, спорят и стараются понять друг друга. Ток-шоу можно посмотреть в соцсетях Национальных проектов России.

Как мотивировать подростка, если он не хочет учиться

Чтобы понять, как замотивировать подростка на учебу, давайте разберемся, откуда берется мотивация и какой она бывает.

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация — это самостоятельное побуждение человека к действию. Представьте ситуацию: сидим, читаем книгу. Вдруг возникает желание выпить чаю. Если это внутреннее побуждение сильнее желания остаться сидеть и продолжать читать, то мы отложим книгу, встанем и пойдем наливать себе чай. Это пример сильной мотивации. При слабой мотивации мы останемся сидеть на месте.

Внутренняя мотивация регулируется самим человеком благодаря его сознательности и расстановке приоритетов. Понять мотивацию ребенка, если она есть, можно, если увидеть, ради чего он совершил тот или иной поступок.

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация — это про «кнут и пряник», и она сильно проигрывает внутренней. При регулярном использовании она либо взращивает в человеке убеждение, что за хорошо сделанную работу ему кто-то что-то должен, либо снижает самооценку. Внешняя мотивация может воспитать хорошего исполнителя, но творческую, активную личность — вряд ли.

Как мотивировать?

Если ребенок увлекается чем-то вне школьной программы, поговорите, как это увлечение может пригодиться во взрослой жизни в качестве будущей профессии. Не спешите критиковать и утверждать, что учеба должна быть на первом месте. Многие занятия (так или иначе) требуют базовых знаний, которые дают в школе. Попробуйте связать полезность школьной программы с ценностью увлечения подростка.

Если подросток увлечен всерьез, предложите посетить дни открытых дверей в профильном вузе, сходить на лекции, поискать в сети вебинары по выбранному направлению.

Узнайте требования, которые предъявляются при приеме в вузы. Возможно, это станет отличной мотивацией, чтобы принять участие в олимпиаде по предмету или посерьезнее подготовиться к ЕГЭ.

Ищите единомышленников. В этом вам помогут курсы, тренинги, профильные смены в летнем лагере.

Приводите наглядные примеры успеха. Берите реальные случаи из опыта ближайшего окружения. Только, пожалуйста, не сравнивайте своего ребенка ни с кем — это, наоборот, демотивирует.

Ставьте реально достижимые цели на ближайшую перспективу. Подростку трудно представить себя через много лет («будешь плохо учиться — станешь дворником»), но ему по силам ближние горизонты планирования: неделя, месяц, год. «Ты хотел бы через год-два быть студентом-медиком? Тогда давай придумаем, с кем ты позанимаешься. Начнем поиски со следующей недели».

Исключите из обихода негативные оценки и ироничные замечания в адрес подростка. «Мам, я хотела бы заниматься вокалом. — Куда тебе, тебе ж медведь на ухо наступил». Да, может слуха нет или он не развит. Но такое отношение лишит вас остатков доверия вашего ребенка, и он перестанет делиться с вами своими планами и может замкнуться в себе.

Подросток может встретить ваши попытки помочь «в штыки», а может принять помощь. Ваши шансы на «сотрудничество» и повышение мотивации вырастут, если вы:

  • будете настроены доброжелательно, позитивно и уважительно к ребенку и его интересам;
  • предложите помощь, но не станете навязывать ее;
  • учтете мнение и желания ребенка при выборе чего бы то ни было: вида деятельности, педагога, формы обучения, графика занятий.

Помните: какими бы благими намерениями вы ни руководствовались, желая помочь вашему подростку хорошо учиться, важно, чтобы он был готов принять помощь. Сделать кого-то счастливым против его воли вы не сможете ни при каких условиях. Только сотрудничество, искренняя поддержка и похвала смогут вселить в подростка уверенность, что ему под силу пробудить в себе желание учиться и достичь высоких результатов.

Что делать, если подросток не хочет учиться. Советы священника
Священник Давид Проскуряков

В подростковом возрасте ребенок переживает сложный момент взросления, этот период, как правило, непрост для всей семьи. Родителям кажется, что их чадо совсем отбилось от рук, а подростку — что ему недостает внимания и любви со стороны папы и мамы, по этой причине он не хочет ни слушаться, ни учиться.

«Какие у него (нее) могут быть проблемы? Учись и делай вовремя уроки, вот и все», — достаточно часто можно услышать от отца или матери, уставших на работе. И в этом кроется основная ошибка.

Подросток видит и переживает свои проблемы не менее ярко, чем мы, взрослые, переживаем свои неприятности. Утраченный интерес к учебе может быть симптомом какого-то происшествия в школе, но ребенок нам ничего не расскажет, если будет знать, что к его словам отнесутся несерьезно. Положительные оценки и выученные уроки — хорошо, но они не должны становиться мерилом любви и незыблемым постулатом в отношениях с чадом.

Вопрос «любят ли меня мои родители?» в голове подростка возникает постоянно в том или ином виде, и явное нежелание учиться может быть одним из протестов, проверяющим любовь родителя.

Поэтому стоит научиться слушать взрослеющее дитя и с любовью относиться к проблемам, которые на первый взгляд могут показаться несерьезными.

Не стоит забывать и о заботе духовной. У моего хорошего товарища как-то произошел случай, связанный с его дочерью. В то время ей было 16 лет, и она с друзьями собралась на дискотеку. Вот только вечеринка помимо того, что проходила в ночном клубе, так еще была в сатанинской тематике. Родители категорически были против такого бала, после чего разразился жуткий скандал, в результате дочь убежала из дома к своей подружке.

Искать ее долго не пришлось, они знали, куда она могла пойти, и, поговорив с родителями той девочки, решили один день не трогать своего ребенка и дать ей возможность успокоиться. Всю эту ночь отец читал Псалтирь не смыкая глаз, пока не пришло время ехать на работу, и его молитвенный труд не прошел зря. Утром дочь вернулась домой, раскаявшись в своем поведении и от предстоящей вечеринки отказалась, поняв свою неправоту.

Сейчас она уже взрослая и давно замужем, Господь не оставил и вразумил непослушное чадо, а для меня такое поведение отца лично оказалось прекрасным примером, как стоит поступать, если сталкиваешься с абсолютным непониманием со стороны своего взрослеющего ребенка. Помимо попыток налаживания диалога и усиленного внимания, стоит в первую очередь прибегнуть за помощью к самому лучшему Родителю на свете и не жалеть себя на молитве.

Оксана Илюшина, Юлия Шияновская, психолог

Источник: foma.ru


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Ситуация с опасным контентом в соцсетях. Н.Касперская
Ситуация с опасным контентом в соцсетях