О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Новый учебный год, а проблемы старые: Учителя в слезах, родители массово забирают детей из школ

16.09.2024

В России начался новый учебный год, а проблемы остались старые. Из-за роста числа учеников из Средней Азии учителя в слезах, а родители массово забирают детей из школ. Что происходит и как исправить тревожное положение дел, рассказали эксперты.

В России начался новый учебный год, а проблемы остались старые. Более того, не просто остались, но и усугубились. Одна из главных – стремительный рост числа детей мигрантов в классах, подчёркивается в эфире программы "Мы в курсе" на телеканале Царьград.

Особенно явно это ощущается в регионах, куда традиционно массово съезжаются гастарбайтеры из Средней Азии. Они зачастую прибывают с семьями – закон по-прежнему позволяет. Близкие иностранных работников не только активно пользуются всевозможными льготами, но и занимают места в русских детсадах и школах.

Например, в Котельниках ситуация становится критической. Детей мигрантов так много (кадры с торжественных линеек к 1 сентября в нынешнем году это наглядно продемонстрировали), что русским ребятам иногда просто не остаётся места. В итоге – учителя в слезах, родители массово забирают детей из школ и переводят их в другие учебные заведения.

И дело даже не столько в безопасности, сколько в падении качества образования – многие дети мигрантов почти не знают русского языка, и это существенно тормозит процесс обучения. Что сегодня происходит в наших школах, "Первому русскому" подробнее рассказали эксперты, а также жительница Котельников.

"Весь класс едет вниз"

Депутат Государственной думы Роман Терюшков привёл тревожную статистику по Котельникам. Там, по его словам, в настоящее время работают пять школ, в которых в общей сложности учатся до восьми тысяч ребят:

И сейчас в первых, вторых классах мы имеем соотношение примерно 70 на 30 в пользу детей неграждан России. Мы по Конституции, по нашему Федеральному закону должны предоставлять равные права как детям, для которых русский - иностранный язык, так и нашим детям. Но выходит, что мы тем самым ущемляем права последних, поскольку они не могут полноценно учиться.

Жительница Котельников, мама двоих детей Оксана поделилась в разговоре с Царьградом, что бывшая учительница одного её ребёнка плачет каждый день из-за учеников, приехавших из Средней Азии:

Когда мы учились в первом классе, у нас была преподаватель из института, и она, конечно, плакала каждый день, потому что дети не разговаривают на русском, и ей приходилось объяснять… А дети просто не понимают языка. Естественно, им приходилось уделять больше внимания. И получается, что весь класс едет вниз из-за этого.

Оксана, исходя из собственных наблюдений, поделилась следующими цифрами: в среднем в классе из 36 учеников где-то 23 ребёнка являются детьми мигрантов. Кто-то из них более-менее знает русский, кто-то – едва может связать слова в предложение.

Собеседница "Первого русского" также обратила внимание на дискуссии в родительском чате. Хорошо заметно, что для большинства участников русский язык – неродной.

Мы переписывались, я видела, некоторые из этих родителей пытались говорить на русском… Это просто кровь из глаз, уши вяли. И, естественно, они, их дети разговаривают на своём языке, когда идут в школу. И когда выходят из школы, они тоже разговаривают на своём языке. То есть все рекомендации учителей о том, что нужно разговаривать на русском языке, вы же, мол, приехали жить в Россию, игнорируются. Из-за этого многие мои знакомые вынуждены возить детей в Люберцы, в Капотню, в Люблино, в Марьино, в Жулебино – куда угодно, лишь бы не учиться в мигрантских классах,

– подчеркнула Оксана.

"Мы наносим ущерб правам наших граждан"

По поводу этой ситуации в беседе с Царьградом высказался председатель Национального антикоррупционного комитета, член СПЧ Кирилл Кабанов. Он указал, что права наших детей де-факто ущемляются в угоду гастарбайтерам. А поручение президента России Владимира Путина, которое должно было нормализовать учебный процесс, столкнулось с бюрократическими препятствиями.

Так, ещё в 2021 году от главы государства поступило распоряжение: установить особый процент – доля детей мигрантов в классах не должна превышать определённый порог.

Два года назад мы в СПЧ заявили о том, что дети мигрантов, не знающие русского, должны учиться на курсах до тех пор, пока не начнут говорить на нашем языке. То есть при школах должна быть некая специальная приёмная комиссия. Подобное уже есть в ряде регионов. Но всё равно по закону мы не можем отказывать в получении образования. А должно быть так: кто-то не знает русского языка – пожалуйста, на предварительные курсы. Если родители не хотят, чтобы их ребёнок учил русский язык, значит, к сожалению, его не смогут принять к нам в школу. Всё,

– констатировал эксперт.

Он добавил, что каждая школа должна самостоятельно определять уровень знаний поступающих к ним детей, но на деле никто ничего не сделал, потому что в законодательстве возникла путаница:

Каких-то чётких ограничений, запретов нет. Мы на самом деле должны понимать, что сегодня мы наносим ущерб обучению наших детей, в последующем эти дети будут получать ущербное образование, они уже получают его. Уровень школьного образования в Котельниках опущен, извините за выражение, до самой низкой категории. Нормальный человек, сталкиваясь с такой ситуацией, просто забирает детей и уходит. То есть мы реально наносим ущерб правам наших граждан. И самое главное, мы получаем стратегический урон, это удар по качеству образования наших граждан.

Выход есть

Роман Терюшков предложил выход. По его мнению, следует предпринять два ключевых шага. По сути, меры уже были сформулированы президентом, но сейчас надо последовательно заняться их реализацией и убрать препятствующие этому юридические препоны.

Конечно, во-первых, нужно определить соотношение численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан России с целью оптимальной социальной, языковой, культурной адаптации детей тех родителей, которые приехали в Россию как трудовые мигранты,

– подчеркнул парламентарий.

Во-вторых, нужно определить минимальный уровень подготовки в рамках знания русского языка при поступлении в школу.

Как только мы это поручение выполним, мы уже будем абсолютно точно понимать, каким образом формировать классы, как переподготовить наши педагогические кадры и сделать так, чтобы наши ребята не испытывали неудобства в получении образования из-за большого количества детей мигрантов в классе,

– подытожил собеседник "Первого русского".

Подробнее о том, как увеличение числа детей мигрантов сказывается на качестве школьного образования в России, – в видеоверсии программы "Мы в курсе".

Источник



Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Топ 15 ловушек цифрового образования - для чего внедряют цифровые технологии в школах ?
Топ 15 ловушек цифрового образования