Антон Иванович Лукаш. Кандидат социологических наук, руководитель Управления по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», заместитель председателя Общественной палаты города Волгограда, член многочисленных экспертных советов. Ведет активную педагогическую деятельность. Организатор образовательных семинаров для родителей на тему информационной безопасности.
– Я для своих детей ограничиваю и контент, и время пребывания в интернет-сети. Хотя это не работает. В школе, например, не существует никаких ограничений: они смотрят все подряд.
– Для понимания важнейших процессов, происходящих с ребенком, необходимо знать особенности современного мира. Одна из них заключается в двух очень значимых аспектах: во-первых, современная экономика – это экономика впечатлений, весь маркетинг построен на принципах импринтирования, то есть впечатывания в мозг определенных моделей. Экономика впечатлений приводит к тому, что для ребенка информация становится главной ценностью, и если вы его ограничиваете в информации, то становитесь врагом. Любые формы ограничения могут работать в пользу только в сочетании с постоянным общением с ребенком. Опасно прямое ограничение, потому как человек всегда переживает, когда утрачено или не получено что-то значимое. Оба фактора в отношении ребенка работают. Если вы ограничиваете пользование интернетом, например, разрешаете им пользоваться не более десяти минут или получаса, то формируете фрустрацию, которая вызывает подавленное состояние.
Помимо этого формируется зависимость от того, у кого находится носитель информации. Авторитетом становится не родитель, который является носителем запрета, а мальчик или девочка в школе, дающие посмотреть «мемы» или видеоролики. Если совсем запрещать, то срабатывает принцип «запретный плод сладок» – ребенок будет точно знать, что нечто восхитительное существует, и «слетит с катушек», когда получит доступ к этому. Здесь работает принцип совместной деятельности: нужно смотреть с ребенком, постоянно комментируя и развивая у него критическое восприятие. У детей сейчас повышенный болевой порог в отношении чужих переживаний и пониженный порог к своим переживаниям. Ребенок лишен эмпатии, так как находится в комфортном мире, он не знает личных переживаний и не умеет сопереживать. Отсюда вытекает второе следствие: родитель должен быть с ребенком в определенные периоды жизни и находиться с ним в активной реальной среде. Только тогда у детей формируется совместный личный опыт.
Это серьезная работа, которая эффективна только тогда, когда родитель делает это с душой и любовью. Ведь ребенок готов слышать родителя, а родитель молчит или говорит шаблонные фразы, которые детям совершенно непонятны. С другой стороны, интернет-среду уничтожить невозможно и не нужно, потому что это полезная среда, которая содержит грандиозный инструмент для саморазвития, позволяет создавать сети общения и быть могущественным, успешным и профессиональным человеком. Если родители правильно умеют пользоваться Интернетом и знают полезные сайты, если берут на себя смелость отдавать ребенку часть личного времени, тогда можно избежать негативных последствий. Если родитель не сможет воспитать своего ребенка, отдаст этот процесс информационной среде, то завтра уже не будет.
Тут два выхода: либо мы являемся активными участниками этой борьбы и отстаиваем свою независимость, либо превращаемся в объект манипуляции. Антон Лукаш
– Какие последствия могут быть у того контента, который размещается в социальных сетях и на YouTube?
– Чтобы разбудить внимание родителей, их активность, надо вспомнить известного сказочного героя – Гамельнского дудочника, который увел из города детей. Вот такие злодеи существуют, они работают, судя по тому продукту, который они предоставляют на промышленной основе. Надо понимать, что у детей в головах формируется совершенно другая реальность, и эта реальность не предполагает сочувствия. Результат воспитания Интернетом – это жестокий человек, который погружен в такой мир извращенного насилия, который современному взрослому человеку не представляется. То, что льется постоянным потоком в головы детей сейчас, соотносится с фильмами Квентина Тарантино по степени опасности как сто к одному. Если этому сейчас не уделить внимание, то из вашего ребенка интернет-среда может сформировать просто нежизнеспособного эгоиста, ненавидящего весь мир. Он будет не способен работать, создавать семью и быть успешным.
Вторая сторона – историческая правда. Сейчас Интернет позволяет формировать исторические ценности, то есть осознание себя. Если оставлять без внимания и не развенчивать мифы, то в итоге мы получим молодежь, которая не понимает своих корней. Прошлое – это уроки, это опыт. Если мы не знаем свое прошлое, то не знаем, откуда может прийти потенциальная опасность. Это вторая часть информационной безопасности – ценностная безопасность. Надо четко понимать, что существует борьба за ресурсы, так называемая конкуренция, которая осуществляется любыми способами. Одним из способов конкуренции является погружение населения той части страны или нации, которая владеет ресурсами, в безвольное состояние, осуществляются попытки внедрения нежизнеспособных моделей поведения.
Тут два выхода: либо мы являемся активными участниками этой борьбы и отстаиваем свою независимость, либо превращаемся в объект манипуляции. Молодежь сегодня – это народ завтра в полном объеме.
Беседовала Антонина Донцова
https://bytchelovekom.ru/articles/564/