Лично мне этот вопрос не нравится. Потому, что он не совсем по адресу. И ответ на него должны давать юристы, а не учителя. Но раз уж он висит в воздухе, давайте попробуем разобраться.
Школа должна руководствоваться Законом?
Как нам велит Закон поступать, например, с курящими в общественных местах? С выражающимися нецензурной бранью? С теми, кто портит муниципальное имущество, оскорбляет или избивает детей? Ответы на эти вопросы есть в КоАП и в УК РФ. И решать их должны не учителя, не в их это компетенции. Этими вопросами должны заниматься органы МВД, если конкретнее, то ПДН.
Приведу несколько примеров из собственной практики, чтобы было понятнее, о чем речь.
Ученик П. опоздал на урок на 7 минут. Зайдя в класс, он начал бесцеремонно пробираться на свое место - не извинившись, не спросив разрешения. Учитель попросила его остановиться и объяснить причину опоздания. В ответ она услышала нецензурную брань в свой адрес.
Ученик С. принес в школу петарду. Попросился на уроке в туалет и убедившись, что никто не следит (это позже установили по камерам наблюдения), бросил петарду в унитаз и быстро убежал. В результате взрыва сантехника была уничтожена.
Группа учеников 7-го класса устроила настоящую травлю одноклассника. Беседы с ними классного руководителя и родителей не помогли. Конфликт лишь принял скрытый характер. Но однажды он вылился в серьезную драку. Помимо травм пострадавший ученик получил сильнейший эмоциональный стресс, ребенку пришлось вызывать скорую в школу, его в буквальном смысле трясло.
Ученик 6-го класса А. решил, что ему всё можно, и регулярно срывал уроки различными хулиганскими выходками: то у него в рюкзаке заиграет песня с похабным текстом, то он начинает кидать предметы в отвернувшегося учителя, или мог вскочить с места на уроке и устроить драку с одноклассником, который неодобрительно отозвался о его поведении. Это далеко не полный список его "подвигов". Родители ученика всё отрицали, говоря, что их ребенок на это не способен. Не убедила их и запись с камеры наблюдения.
Ученик 9 класса Т. принес в школу в пластиковой бутылке водку и пил ее прямо на уроке, как воду. Описывать происходящее далее просто не могу по этическим соображениям, но это было мерзко.
Подобные случаи есть в каждой школе и, к сожалению, их становится всё больше и больше. Образовательный процесс из-за этого сильно страдает. Учителя вынуждены тратить силы на удержание дисциплины в порядке, а не на обучение детей.
Во всех перечисленных случаях никто ответственности не понес, ограничились лишь беседой с родителями под протокол. При обращении в ПДН всегда была однотипная реакция: это внутреннее дело школы.
Правда, ученика А. всё-таки поставили на учет, но не за проступки в школе. Так почему же полиция так упорно не желает исполнения Закона в школе? Ведь во всех описанных действиях есть состав, как минимум, мелкого хулиганства!
Статья 20.1 КоАП РФ признает мелким хулиганством нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Не является ли такое нежелание пресечения противоправных действий учеников в стенах школы еще одним элементом уничтожения образовательной среды? Может, хватит перекладывать ответственность за неисполнение законов РФ на учителей, обвиняя их в некомпетентности?
А самое плохое в этом даже не то, что нарушители не получают по заслугам, а то, что все остальные дети, видя это, растут с представлением о мире взрослых, в котором законы не работают и можно делать всё что угодно!
Очень надеюсь, что законодатели все-таки услышат учителей и сделают всё, чтобы школьному хулиганству, мешающему педагогам работать, а детям нормально учиться, наконец, не будет места!
Дмитрий Улыбышев, РВС
https://rvs.su/