О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Игрушки – союзники или враги в сражении за души наших детей? Ирина Рогалёва

13.03.2024
Многие родители даже не задумываются о том, какую роль играют игрушки в воспитании детей.

Игрушка появляется в жизни ребенка буквально «с пеленок», поэтому является очень удобным объектом для воздействия на его душу. Она раскрывает свойства детской души, вводит ребенка в мир сложных человеческих отношений, готовит к будущей семейной жизни, учит дружбе, любви, приучает к труду. Можно с уверенностью сказать, что способность к игре, как к обучающему фактору, была изначально заложена в нас Господом.

В старые времена люди хорошо понимали значение игры для передачи опыта от поколения к поколению. Даже в самых бедных семьях у детей были игрушки. Иногда куклой могло быть просто завернутое в тряпицы полено, с которым девочка играла в дочки-матери. Мало кто знает, что на Руси в приданое девушке полагалась корзина с куклами.

Хочется также упомянуть о том, что воспитанные в скромности великие княжны предпочитали играть в простые куклы, одетые в костюмы разных народов России, хотя у них были и дорогие куклы в великолепных нарядах Любимыми игрушками цесаревича были солдатики. Он устраивал с ними войны, маневры и парады. Уже в играх царские дети знакомились со славной историей своей страны, готовились к своему будущему предназначению.

Игра для детей – жизненная необходимость. Однако сегодняшние мальчики и девочки играют все меньше. Как-то незаметно прервалась цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. В мире уже начинают бить тревогу по поводу игрового кризиса. Почти исчезли групповые игры. Большинство наших детей вряд ли могут сказать, что за игра «Лапта» или «Казаки-разбойники». Изменилась и сама суть детской игры. Она стала агрессивной и индивидуалистичной.

Прот. Андрей Кононов, который занимается поставленной проблемой, пишет: «…игрушка в детских руках может стать райской веточкой или плодом с запретного древа. … Вот на столе лежит кукла Барби и дымковская барыня. Это два непересекающихся мира, два разных состояния души. Гордость и смирение. Праздность и праздничность. Девочка взяла в руки красотку, и весь мир для нее становится темой высокой моды. Он освещается, проживается, созерцается через аутичный взгляд Барби. Но вот девочка любуется дымковской горожанкой, и уходит образ барбианского мира, сердце погружается в иную, пасхально-материальную икону бытия».

Еще более резко обозначила проблему с Барби психолог Вера Абраменкова: «На наших глазах архетип материнства незаметно подменяется архетипом блуда».

Недавно вся Америка отмечала 50-летие со дня появления на свет Барби. Кукла-монстр родилась 9 марта – Первое и второе обретение Честной Главы Иоанна Предтечи! Сколько же урона детским душам успела нанести она за эти годы.

«…Современную фабричную игрушку, несущую в себе откровенный вред детской душе и психике можно разбить на три группы. Первая – некрофильная (некрофилия – любовь к трупам, к смерти) игрушка. Это не «бесовская», а неплодоносящая, вымороченная, технократическая игрушка. К ней относятся трансформеры, динозавры, монстры из фильмов ужасов, все возможные кровавые маски, навороченые сияющие машины с радиоуправлением, вопилки и мигалки, плюшевые зверьки, начиненные электроникой, пластиковые копии современного оружия. Вторая – виртуальная игрушка. Сюда входят тамогочи, тетрисы, компьютерные игры, в общем все, что связанно с электронной виртуальной сферой. И третья группа – это рекламно-идеальная или псевдобожественная игрушка. В этот вид вписываются все Барби мужского и женского рода со своей атрибутикой...»

Как отмечают психологи, игрушки из этих групп свидетельствуют о страшных болезненных изменениях детского мира. В детском сознании появились сдвиги, выражающиеся в преувеличенном внимании к деньгам, к культу силы, к агрессии и разрушению, к романтике криминальной жизни. Нарастает тенденция к мотивам смерти, к циничному отношению к интимной стороне жизни. Но самое страшное – через все органы чувств происходит демонизация детского сознания, приручение детей к бесовским образам. И детям это становится интересно, им это нравится. Постепенно эти игрушки перебираются в наши дома. И покупают их сами родители, бабушки и дедушки.

Первая игрушка, попавшая в руки нашего малыша, кажется нам делом обыденным и не серьезным; дали ему занятие и ладно. Но так ли это на самом деле?

Как пишет прот. Андрей Кононов: «Игрушка – первая единица культуры, самая древняя ее часть. По ней можно определить – душа человека возводится к вечности или удаляется от нее». Без нее душевно обеднеют, утратят какое-то важное переживание для сердца и дети и родители.

Вы, наверное, заметили, что в отличие от импортных монстров народная игрушка не бывает уродливой, пугающей. Игрушечный медведь – это не зверь, способный пожрать человека, а сильный младший друг, дарованный Богом человеку во владычество. Мальчик сжимает лук и на земле рождается охотник, берет в руки пистолет и появляется защитник Родины.Ящик игрушек для детей – это потенциальные миры, к которым он приобщается. А то, чем он будет заполнен, зависит от нас.

Сегодня от изобилия игрушек голова идет кругом – куклы всех размеров, машины, динозавры, конструкторы, трансформеры, монстры, гигантские мягкие зайцы… постепенно все они перебираются в наши дома, к нашим детям. И вот уже вчерашний добрый мальчик Сашенька, напялив на лицо кровавую маску, купленную «ради смеха» его папой, чуть не до смерти пугает родную бабушку, искренне радуясь ее испугу. А в магазине продавщицы спокойно смотрят, как пятилетняя Леночка с воплями требует у мамы детскую косметику. И мама покупает, потому что купить проще, чем объяснять.

Во что же играть нашим детям? Наверное, в те же игрушки, в какие играли и мы – в кукол с милыми детскими лицами, в добрых мягких зверюшек, в кубики и конструкторы и т.д.

Просто надо вдумчиво выбирать игрушку в подарок ребенку, следить, чтобы игрушек не было слишком много, чтобы все они приносили определенную пользу душе и, конечно же, играть в игрушки ВМЕСТЕ с ребенком. И тогда у вашего малыша появится кукла-подруга или друг-медвежонок, которого он будет бережно хранить до самой старости.

Всем родителям и воспитателям мы советуем найти и прочитать статьи и книги священника Андрея Кононова и психолога Веры Абраменковой, которые серьезно занимаются проблемой игрушек и игр.

Практически все мы сегодня причитаем и горюем о молодом поколении, клеймим его бездуховностью, эгоизмом, жестокостью, забывая о том, что сами и посеяли семена этих плевел в душах наших детей.

Разве мы не знали, что в воспитании ребенка нет мелочей, что от каждого нашего слова, взгляда, зависит его будущее, что младенца надо кормить грудным молоком, а не импортным детским питанием, что надо покупать ребенку игрушки не те, которые нравятся нам, не доигравшим в красивые куклы и машинки, а те, которые помогут ему сначала правильно осмыслить окружающий мир, а затем и найти свое место в нем. Не в качестве бездушного потребителя, а разумным, трудолюбивым созидателем.

Ирина Ролалёва


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Ирина Медведева: Психологические аспекты «дистанта» — это катастрофа
Психологические аспекты «дистанта» — это катастрофа