О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Бюрократы от образования продолжают саботировать поручения Путина

10.04.2024

Предложения облегчить жизнь школьникам за счёт снижения учебной нагрузки, выдвигаемые различными ветвями власти, не оригинальны, они уже были. В частности, еще в 2021 году Путин поручил правительству сократить число проверочных и контрольных работ в школе. Мы не считаем, что это на самом деле проблема, но вопрос в другом. В 2024 году это поручение пришлось повторить, что говорит о том, что оно не было выполнено ранее. Кроме того, чуть ли не ежегодно даются поручения снизить бюрократическую нагрузку на учителей — а воз и ныне там.

В современной России иначе и быть не может. Причиной тому — законы бюрократии, требующие увеличения, а не сокращения отчетности. Наличие неписаных законов, неподвластных воле высшего руководства страны, подчеркивает всемогущество огромного чиновничьего аппарата, работающего на разрушение школы (и не только ее) с неумолимостью природной необходимости.

Между тем совершенно очевидно, что проверочные работы в школе нужны. В первую очередь — как элемент обратной связи между учителем и учеником, позволяющий повысить эффективность обучения. И только в последнюю очередь они необходимы для бюрократической отчетности. Однако в постсоветской действительности проверочные работы превратились из инструмента учителя в основной элемент жизнедеятельности бюрократического аппарата. В настоящее время именно отчетность подпитывает многочисленные инстанции системы образования, которые в ответ выдают учителям новые указания и требования. Тем самым педагоги в ущерб своим прямым обязанностям всё глубже погружаются в круговорот отчетности.

В качестве примера превращения благих намерений в свою противоположность можно привести Всероссийские проверочные работы (ВПР). Они начали проводиться в школах РФ (и проверяться там же) с 2015 года для оценки качества обучения. Однако после первых же ВПР в Рособрнадзоре сообщили об их необъективности из-за завышенных результатов. Причина очевидна — школа является сферой услуг, в которой клиенты (ученики и родители) всегда правы. Таковой она стала в результате реформирования советской школы, и этот подход не меняется уже долгие годы, несмотря на уверения правительственных чиновников в обратном. В рыночных условиях «клиентоориентированной педагогики» учителя вынуждены завышать оценки во избежание конфликтов с родителями, являющихся заказчиками «образовательных услуг», и ради лояльности руководства.

ВПР, которые проверяются в школах, просто не могут показать объективный результат обучения. Он проявляется позднее, при подготовке к сдаче ЕГЭ. Однако в выпускных классах родителям учеников не до выяснения отношений с учителями — важнее найти хорошего репетитора, а не тратить силы впустую. Тем более что в этом есть и их вина, которую они признавать совсем не готовы.

Конечно, в Рособрнадзоре и Минпросвещения, понимая необъективность ВПР, принимают меры и ужесточают условия их проведения и критерии проверки. В ответ педагоги начинают «натаскивать» детей, вводя дополнительные контрольные и проверочные работы, возбуждая тем самым недовольство родительской общественности. Современная российская власть, купируя это недовольство, привычно предпочла бороться не с причиной, а со следствием. Действительно, не может же чиновничий аппарат лишить сам себя средств к существованию? А у правительства других чиновников нет, и жизни вне рынка оно себе не представляет.

https://rvs.su/


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Эксклюзивное интервью с Виктором Садлинским
Эксклюзивное интервью с Виктором Садлинским