О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

О профилактике детского насилия в Тюменской области

21.04.2016

8 апреля 2016 г. в Тюмени журналистами информационного портала Вслух-ру был организован и проведён Круглый стол под названием «Межличностные конфликты в школах и пути их решений». (http://www.vsluh.ru/news/society/304833 )

Участниками разговора о детском насилии стали: Уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе Тюменской области Андрей Степанов, врио начальника ПДН УМВД Тюменской области Наталья Дмитриева, начальник ПДН УМВД Тюмени Алина Князева, старший помошник Прокурора Тюменской области Екатерина Тютюник, председатель общественной организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский, председатель общественной организации «Тюменской областной родительский комитет» Андрей Добрынин, детский психолог Александра Гира, директор школы №83 Светлана Мальцева, директор школы №70 Лидия Русакова, председатель общественного совета при УМВД России по Тюменской области Александр Петрушин, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ольга Ройтблат.

Поводом к встрече послужил инцидент в 33-й тюменской школе, когда 16 марта две ученицы девятого класса нанесли травмы третьей ученице. Пострадавшая девочка провела в больнице с 17-го по 21 марта, была выписана с диагнозами черепно-мозговой травмы, травмы шейного отдела позвоночника, также она была поставлена на учёт к неврологу. У пострадавшей девочки до сих пор наблюдаются сильные головные боли (от защемления в позвоночнике нервных путей), периодически отнимается правая сторона тела, она до сих пор находится на больничном. Мама девочки вынуждена оформлять разрешение на свободное посещение школы.

Как бы не складывались сейчас обстоятельства, пострадавшей девочке через два месяца держать экзамен – итоговую аттестацию на окончание девяти лет своего обучения в школе.

Важной особенностью описанного случая стала позиция девочек-обидчиц. Вместо раскаяния и сожаления о случившемся происходит обратное: мат и агрессия в отношении работников ПДН, которые по роду службы «работают» с этим девочками. Одна из драчуний даже оформила жалобу-заявление на сотрудника ПДН!!! Как говорят в этих случаях, по указанному в заявлении обвинению «проводятся проверки». Накануне такое же поведение девочек было продемонстрировано в отношении представителей администрации школы и родительницы пострадавшей девочки.

Должностные лица и специалисты по детской психологии и педагогике разводят руками, юристы поясняют, что возраст не позволяет привлекать к ответственности этих школьниц.

Понятно, что по указанным фактам абсолютно никто не понесёт ответственности кроме руководителя городского департамента образования, председателя комиссии по делам несовершеннолетних и начальника УМВД России по г. Тюмени, которым прокуратурой Калининского округа 1 апреля 2016 г. вынесены представления. http://proctmo.ru/press-center/news/118915987247/

Из указанных итогов прокурорской проверки следует, что одну из обвиняемых девочек нужно было давно ставить на учёт. Основанием для этого было её безобразное поведение на протяжении длительного времени. Вторая девочка с ноября 2013 года стоит на подобном учёте «за нарушение дисциплины», но работа с ней проводится не на должном уровне.

Примечательна также реакция учащихся школы, которая так неожиданно «прославилась». Дети общаются и между собой, и с девочками-участницами конфликта. Что здесь? Оказываются из-за шума, который подняла мама пострадавшей девочки, «страдают» не только учителя школы, но и учащиеся, которые чувствуют нервозность обстановки.

Каждый из перечисленных аспектов данной истории симптоматичен. На наш взгляд можно говорить не просто о нездоровье ситуации, на каждом шагу мы видим педагогическое бессилие или даже антипедагогизм работников школы, правоохранительных органов и потрясающую по своей циничности попытку представить жертву в виде виновного лица.

Это прослеживается даже в характере журналистских публикаций, которые в первую очередь обращают внимание читателя на огрехи девочки-жертвы насилия и замалчивают общественно-опасное поведение самих виновниц драки.

* * *

Эта порочная традиция была замечена нами ещё в 2012 году, когда чтобы «не марать» честь тюменской школы девочку-жертву насилия работники образования представляли чуть ли не соблазнительницей. По крайней мере, говорилось, что она сама подавала повод, а потом, когда факты вышли наружу, приняла вид пострадавшей.

Напомним, что в 2012 году вскрылся случай, когда под угрозой расправы над малолетней сестрой члены дворовой банды старшую сестру заставляли быть секс-рабыней. Обеспокоенная мама не могла тогда найти поддержки и понимания ни в школе, ни в участке полиции. После её отчаянного поста на интернет-портале «Детки» случай поднял волну возмущения у родителей региона и благодаря этому дело приняло законный характер.

После вмешательства Следственного Комитета России, дело приняло ещё более серьёзный оборот. Судебные процессы пострадавшей девочке и её маме помогли вести общественники из «Тюменского родительского комитета». Речь идёт о помощи адвоката, который смог добиться серьёзных наказаний для виновных лиц – 7 и 6 лет лишения свободы. Также мы смогли поддержать семью пострадавших, устроили девочку на новое место обучения, оказывали психологическую помощь.

Вы можете себе представить невинных «соблазнителей», которые после следственных действий оказались до 2020 года упрятанными за решётку?! А кто-то до сих пор считает, что им нужно было просто пригрозить пальцем, а то теперь, после того, как они отбудут срока заключения, они «будут ненавидеть всех». На мучение пострадавших конечно из тех же соображений гуманности можно плюнуть, как и на воспитательное воздействие, которое всегда оказывает справедливое наказание хулигана и преступника.

* * *

Справедливости ради и для полноты картины следует сказать, что в упомянутых случаях родители детей–правонарушителей не уделяли своим чадам должного внимания, семьи являлись неполными. зачастую никакими педагогическими знаниями, даже самыми элементарными, родители не пользовались. В случае с 33-й школой родителям девочек-драчуний ещё в начале учебного года предлагалось посетить занятия с детьми у психолога, однако профессиональные советы родителями были проигнорированы. Вот такие сироты при живых родителях и начинают представлять угрозу для жизни и безопасности других детей.

Поэтому на Круглом столе прозвучало вполне разумное и благородное предложение не ставить родителей и педагогов, государственных служащих, по разные стороны баррикад, а работать вместе, объединяться вокруг общей цели обеспечения детской безопасности и квалифицированного педагогического сопровождения проблемных детей.

Однако кроме этой декларации каких-то конструктивных идей на мой взгляд не прозвучало. Восполнить этот недостаток отчасти и призвана эта статья.

* * *

Наше предложение состоит в улучшении мер профилактики насилия в детской среде через возвращение к обычным практикам работы с детскими конфликтами. Сегодня мы видим, что деятельность органов профилактики к сожалению не приводит к желаемым результатам. Чтобы не загромождать повествование дополнительными фактами, подтверждающими достаточно серьёзную степень распространённости детского насилия, они помещены внизу текста. 

При этом надо учитывать, что «Тюменский родительский комитет» далеко не Управление статистики при УВД России, куда стекаются все случаи детских правонарушений. До нас доходит только то, что поступает на наш телефон «горячей линии» от родителей, которые ещё зачастую не хотят афишировать свои случаи, как и вообще идти на конфликт с администрацией школы, предпочитая потерпеть в ситуациях, когда их собственный ребёнок подвергается систематическим побоям или психическому прессингу.

Мы уверены, что наблюдаемая нами волна детского насилия — это новое явление нашей жизни, или, по крайней мере, серьёзное обострение всегдашних «межличностных конфликтов в школах». Осознав серьёзность и опасность положения, можно перейти к поиску новых, может быть не учитываемых ранее факторов, которые оказывают влияние на всё более тревожное усиление этого опасного явления.

Предлагаю начать с уголовном судопроизводства, т.к. суды и привлечение к ответственности безусловно является главным регулятором с помощью которого государственные органы обеспечивают порядок и законность в том числе в отношении преступающих закон несовершеннолетних. Давайте посмотрим, не произошло ли существенных изменений в последнее время в этой сфере?

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что в 2008 году Верховный суд Российской Федерации ввел новый правовой термин «ювенальные технологии».

Звучит он так: «Ювенальные технологии» - комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения.

Верховный суд Российской Федерации
«Справка о внедрении ювенальных технологий в суды общей юрисдикции» 2008 год

Также известно, что 1 февраля 2011 года Пленумом Верховного Суда РФ принято постановление «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

В частности в нём говорится следующее:

«При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судам наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации надлежит учитывать положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.), Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.).

Также подлежат учету и другие официальные документы, например Рекомендации N Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, судам в соответствии с требованиями части 3 статьи 1 УПК РФ надлежит применять правила международного договора (п.2)».

Обратите внимание - российская судебная система в значительной степени восприняла заграничный опыт. Российским судам необходимо следовать международным обязательствам, которые, как мы все видим, находятся над законодательством России, главенствуют над ним.

Прибавьте сюда ещё один международный документ - Стратегии действий в интересах детей на 2016-2021 г. Совета Европы, которую 4 апреля 2016 года от российской делегации подписал в Софии министр образования Дмитрий Ливанов. Этот документ ещё официально даже не перевендён на русский язык, однако в нём предусматривается полномасштабное введение ювенальной юстиции, полный запрет телесных наказаний, искоренение «домашнего насилия», секспросвет и гейпропаганду в школах, защиту сексуальных свобод детей и проч.

Только ли суды у нас судят несовершеннолетних по-другому? (вспомните судью в городе Тобольске, которая полностью освободила от ответственности девочку-убийцу своей бабушки).

Упомянутая нами практика использования ювенальных технологий находится в соответствии с особой идеологической установкой, выраженной в реабилитационной социально-правовой модели. Приведем цитату:

«Реабилитационная модель уголовного судопроизводства основывается на том, что несовершеннолетние преступники не могут полностью отвечать за собственные поступки, обусловленные их индивидуальными характеристиками и/или социальными факторами. Именно эта модель является классической моделью западной уголовной ювенальной юстиции. Принципами модели являются индивидуализация, значительная социальная составляющая, конфиденциальность. Основная цель модели — благополучие и реабилитация несовершеннолетнего правонарушителя без применения к нему жестких уголовно-правовых средств воздействия. Несовершеннолетний в классической модели фактически освобождается от ответственности за свое правонарушения».

И далее:

«Реабилитационная (классическая) модель ювенальной юстиции по сути антирепрессивна. Она сформировалась в оппозиции к идеям уголовной ответственности и уголовного преследования несовершеннолетних. Ее возникновение знаменует принципиальная смена парадигмы реагирования на правонарушающее поведение: от наказания к защите интересов личности ребенка. Это модель строится на представлении о том, что преступление, совершенное подростком, есть симптом его неблагополучия — социального, психического и т. п., следовательно, ребенку надо помочь. Отсюда модель предполагает реабилитацию вместо наказания. Реабилитационная модель строится вне принципа ответственности: во главу угла ставится именно благополучие ребенка, а потому ответ на преступление здесь должен состоять в решении его проблем при фактически игнорировании факта причинения вреда жертве».

Книга «Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России», издана в 2012 году Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.

Вот только кто позаботится о реабилитации и правах жертвы насилия со стороны опекаемого со всех сторон правонарушителя? Кто позаботится о том, чтобы этого не повторялось? А почему бы и не повторить, когда агрессора вместо наказания обихаживают, реабилитируют и поддерживают?

Не отсюда ли проистекает это очевидное бессилие, беззубость правоохранительных органов, которые на деле оказываются не способными обуздать зарвавшегося старшеклассника, не отсюда ли желание школы отстраниться от межличностных конфликтов, в которых у педагогов теперь нет реальных рычагов влияния на ситуацию?! Вот почему борьба за судьбу ребёнка-обидчика выливается в примитивное замыливание боли и обиды другого ребёнка, равнодушия к интересам ребёнка-жертвы. Безнаказанность же развращает нарушителя, а другим детям подаётся негативный пример для подражания.

Для этой же ювенальной цели нам навязали т.н. «службы школьной медиации», которые призваны «мирить» участников конфликта, а на деле это превращается в формальность и лицемерие с последующим переходом конфликта в латентную форму (в лучшем случае), а чаше - в отчаяние жертвы, которую поставили на один уровень с агрессором, которая не получает поддержки, видит все это циничное лицемерие, замыкается и уходит в себя, перестает верить в справедливость и … терпит дальнейшие унижения. «Бей, только через одежду, чтобы следов не оставлять…» - типичный разговор агрессоров после «медиации».

Здесь следует привести ещё один пример зарвавшегося подростка и учителя физкультуры недавно уволившегося из одной тюменской школы. Это только один из многих подобных случаев.

В школе ХХ появляется ученица, которая весьма хорошо осведомлена о своих «правах» (один из ее родителей – сотрудник компетентных органов). Девочка начинает издеваться над сверстницами, а при попытке ее обуздать смеется в лицо учителям или орет на них: «только попробуй мне что-то сделать или сказать – я на тебя заявление напишу!» В очередной раз на уроке физкультуры она так сильно дернула за косу одноклассницу, что та упала и сильно ударилась головой. Подбежал учитель физкультуры и услышал «Только попробуй…» После такого он идет к директору и спрашивает «Что мне делать в такой ситуации?» И получает ответ «Делай вид, что ничего не было». После этого он кладет на стол директора заявление об уходе. Видимо принцип «Делай вид, что ничего не было» положен в основу нашей новой ювенальной педагогики, «дружественной к детям». Ну а если зловредные общественники вытащили историю на свет Божий, то делай вид, что жертва – «сама виновата», «тоже хороша», «получила по заслугам», «опозорила школу», а агрессор – «жертва обстоятельств и неблагополучия» и ему нужно помочь… Случаи-то говорящие!!!.

Понимаете что происходит? Возьмите детские сказки и выкиньте из них описание того, как зло получает справедливое возмездие. Во что превратятся эти наши сказки? Охотники не убивают волка и не выпускают на свободу бабушку с Красной шапочкой, а Петушок не выгоняет Лису из лубяного домика Зайчика. Так теперь надо воспитывать нашу молодёжь? Это же анти-педагогика, которая возведёна в ранг идеологической установки, которую всемерно разделяют, насколько можно было понять, участвовавшие в Круглом столе областные руководители.

К каким результатам мы придём, исповедуя вместо наших педагогических и правовых традиций такие вот идеологические новшества? Да очевидно, что это приведёт к волне неконтролируемых детских конфликтов, и мы все уже являемся свидетелями роста этой самой подростковой жестокости. Положение будет усугубляться до тех пор, пока в нашей тюменской области не будет положен конец использованию «ювенальных технологий».

В уже упомянутой книге «Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России» делается научный анализ положения с подростковой преступностью, рассматривается законодательно-правовой механизм и официальная ювенальная уголовная статистика США, Великобритании, Канады, Германии, Италии Франции и Швеции.

Вывод один - «ювенальная юстиция в западных странах, не решает проблем с преступностью несовершеннолетних. Напротив, во всех рассмотренных странах она вызывает рост несовершеннолетней преступности, к ее снижению приводит только усиление карательных тенденций». (стр.52).

Нельзя заниматься снижением школьных межличностных конфликтов одновременно с продвижением «западного опыта», который способствует усилению детского криминала. Надо убеждать наших руководителей переосмыслить их губительные идеи, заложниками которых становятся наши с вами дети.

Родительская общественность, в частности наш родительский комитет, с 2010 года предупреждал о разнообразных угрозах внедрения в России ювенальных технологий. Безнаказанность несовершеннолетних преступников – одно из таких уродливых порождений ювенального правосудия. Мы призываем остановить этот разрушительный процесс, заложниками которого являются наши дети. Все эти новомодные технологии навязывают нам в целях разрушения семьи, как «основной ячейки» общества, с тем, чтобы мы сами себя разрушали. «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить ложные ценности, и тогда они победят сами себя», - сказал еще полтора века назад первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк.

Добрынин А.В.
Председатель ТРК

Выступление П.А.Астахова на Российско-Американском форуме 23 ноября 2013 года в г. Ханты-Мансийске.

Об итогах прокурорской проверки, проведенной в связи с дракой между гимназистками

Скачать книгу «Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России»

Комментарии к замечаниям представителей российской власти в отношении Стратегии Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016-2021 г.г.


Приложение

С 1 сентября 2014 учебного года в нашем 8 классе XX школы появилась новая ученица Иванова Дарья. По истечению нескольких дней начались постоянные инциденты в школьном коллективе. Она рассказала, что приехала из Тобольска, где 12 ножевыми ранениями убила свою бабушку, суд ей назначил наказание в виде принудительного лечения в Винзилинской психиатрической больнице. На протяжении месяца она держала в страхе весь класс, приносила и предлагала в классе алкоголь, рассказывала в подробностях о своей развратной половой жизни, постоянно употребляла жуткую ненормативную лексику, плевала в детей пастой, поджигала парты, дошло и до личных угроз об избиении. С первых дней мы, родители, забили тревогу, обратились в администрацию школы. Нами написаны письма в Прокуратуру города Тюмени, в Департаменты Образования Тюмени и Тюменской области. Ни одного официального ответа на наши запросы мы не получили. В школе по нашей просьбе было проведено собрание с участием представителей Комитетов по делам несовершеннолетних, от Районного до Областного. На собрании нам пытались доказать, что это «норма жизни» в 14 лет иметь такой послужной список. В этот момент нам оказали поддержку представители Тюменского Родительского Комитета. Результатом наших совместных действий стало то, что с октября по декабрь девочку определили в Реабилитационный центр для трудных подростков. Представители Тюменского Родительского комитета имели право присутствовать на собрании, проводимом в Областном Департаменте Образования по нашему вопросу, и информировали нас о принимаемых мерах.

Хочется выразить слова благодарности представителям Тюменского Родительского Комитета, которые в сложной период протянули нам руку помощи и оказывали по мере своих возможностей моральную и эмоциональную поддержку. Спасибо.

На данный момент ситуация складывается таким образом, что с января 2015 года Даша находится на индивидуальном обучении, с нашими детьми не сталкивается, но занятия пропускает, администрация школы считает, что её нужно оставить на второй год, но мама Даши Ивановой категорически против, и школа бессильно в этом вопросе. Так как Иванова Дарья числится в нашем классе, у нас родителей возникают серьезные опасения, что в следующем году она вновь вернется к нам в класс за парту и этот кошмар начнется заново.

Родители 8 М класса школы №XX г. Тюмени


Прокурору <..>нского района <…>

26 февраля 2015 года в нашу общественную организацию обратилась гражданка <…> Светлана Анатольевна, проживающая по адресу: <…>нский район, село С. Светлана Анатольевна является матерью пятерых детей. Сын Светланы Анатольевны Илья учится в 7-ом «а» классе средней школы села С.

По словам Светланы Анатольевны, в феврале 2015 года, на уроке «Биологии» Илье была нанесена травма глаза его одноклассником – Андреем К. Данное происшествие произошло в тот момент, когда классный руководитель Алена Викторовна оставила детей без присмотра. После случившегося Алена Викторовна вызвала в школу по телефону отца Ильи – Игоря Анатольевича, при этом не объяснив, что случилось. Никакой медицинской помощи в школе оказано не было, «Скорую помощь» в школу никто не вызвал, Илью просто отправили домой.

По словам Светланы Анатольевны, директор школы. ранее скрывала факты избиения Ильи и факты избиения его одноклассницы – Т., снятые на телефоны одноклассников. Возможно, директор школы и в этот раз попытается «замять» очередной инцидент.

Светлана Анатольевна утверждает, что ее сын Илья неоднократно подвергался оскорблениям, унижениям, избиениям со стороны одноклассников, но ни классный руководитель, ни директор школы, ни завуч не принимали никаких мер, чтобы прекратить эти безобразия.

В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно пункту 9) части 1 статьи 34 Закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

По нашему мнению, бездействие должностных лиц Успенской средней школы, которое выражается в непринятии мер по пресечению совершения насилия и издевательств в отношении обучающихся, является причиной и условием, способствующим совершению новых правонарушений и преступлений в отношении детей. Кроме того, мы считаем, что образовательная организация в случае причинения вреда здоровью обучающихся должна незамедлительно принимать самостоятельные меры по оказанию первой медицинской помощи, а в случае серьезных травм незамедлительно вызывать врачей в школу, уведомив о произошедшем родителей пострадавшего ребенка. Промедление в оказании медицинской помощи может вызвать серьезные последствия для здоровья ребенка. На основании изложенного, просим Вас провести проверку по указанным выше фактам и привлечь виновных лиц к установленной законом ответственность. А также принять необходимые профилактические меры, направленные на предупреждение случаев насилия в образовательных организациях <...>нского района.

Председатель Правления ТРК А.В. Добрынин


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Закон о домашнем насилии
Закон о домашнем насилии